"Аплодисменты после смерти и внуки смогут услышать" – цитаты Геннадия Гладкова

ФОТО: Reinhold Schrank/Globallookpress
ФОТО: Reinhold Schrank/Globallookpress

"Аплодисменты после смерти и внуки смогут услышать". К сожалению, наступил повод вспомнить эту цитату Геннадия Гладкова - великий композитор, внесший огромный вклад в отечественную кинокультуру, ушёл из жизни. Но, музыка, как известно, может жить вечно.

В Москве на 89-м году жизни 16 октября ушёл из жизни композитор Геннадий Гладков, величие таланта которого выразилось прежде всего в кинематографе и мультипликации.

Примерно 120 работ над музыкой "для экрана", первая из которых, в мультфильме "Самый, самый, самый, самый", датируется 1966-м годом, а последняя, в кинокартине "Медный всадник России", вышла в 2019 году. Более полувека творческого пути – и одно из самых почётных мест в отечественной культуре XX века.

Мелодии, сочинённые Геннадием Игоревичем, составляют неотъемлемую часть самых любимых зрителем анимационных и кинопроизведений – и успех этих картин был бы невозможен без музыки Гладкова.

"Малыш и Карлсон", "Бременские музыканты", "Джентльмены удачи", "Ты мне, я тебе", "Новогодние приключения Маши и Вити", "12 стульев", "Собака на сене", "Обыкновенное чудо", "Благочестивая Марта", "38 попугаев", "Дом, который построил Свифт", "Формула любви", "Человек с бульвара Капуцинов" – и это лишь незначительная часть отечественной классики, соавтором которой является маэстро.

Геннадий Гладков. Скриншот: ютуб-канал "Телеканал Культура"

В память о Геннадии Гладкове – самые интересные цитаты композитора.

О детской любви к джазу

Джаз я очень любил. Мы с мамой ездили с отцом на гастроли: летом уезжали на Кавказ — Минеральные Воды, Кисловодск, Сочи. Мама рассказывала так: пока джаз играет, я молчу. Когда джаз прекращается, я начинаю страшно орать. Поэтому к джазу было такое любовное отношение. А когда я подрос, все папины джазовые пластинки переслушал с удовольствием.

О похвалах

Хвалить у нас в семье было не принято. Радость по поводу того, что мальчик рассказал стишок и все его теперь хвалят, — этого у нас не было. Но в школе я всегда был отличником.

О хлебе с сахаром

Самым вкусным пирожным в моем детстве был черный хлеб, а сверху — сахарный песок. А сейчас хлеб плохой, быстро портится. В войну, оказывается, хлеб был лучше, чем сегодня.

О дипломе

Когда я поступил в консерваторию, мне по большому счету уже нечего было там делать. Но диплом мой подписан Шостаковичем. У меня спрашивают: "Какое у вас звание?" Ну, народный артист, да. Но зато именно Шостакович подписал, что я композитор. Мало у кого есть такая подпись.

О "простоте" работы композитора

К музыке трудно предъявить внятные претензии.

И о трудностях композитора

Композитор не имеет права быть снобом, он должен слышать, чувствовать и понимать ту музыку, которая несется из окон и звучит на танцплощадках. Композитор пишет не для себя и нескольких друзей — он, как ни крути, создает массовое искусство.

О "Бременских музыкантах"

Идея мультфильма "Бременские музыканты" пришла нам с режиссером Инессой Ковалевской. Она хотела снять музыкальный мультфильм. Я предложил взять за основу сказку про "Бременских музыкантов" — и мультипликаторы к этому были готовы. Конечно, нам пришлось ввести в сказку героя-человека — Трубадура. Потом появилась Принцесса — его любимая девушка. Все это мы потом придумали — мы делали мультфильм по мотивам сказки.

Кадр из мультфильма "Бременские музыканты", после премьеры которого Геннадий Гладков стал знаменитым. (1969, режиссёр Инесса Ковалевская)

Об уникальности борща

Можно двум домохозяйкам дать рецепт борща. Но всё равно одна его приготовит так, что пальчики оближешь, а у другой получится несъедобное варево. Всё зависит от индивидуальности.

О добре и Стивене Сигале

Хочется, чтобы добро побеждало, поэтому я иногда смотрю боевики со Стивеном Сигалом. Там точно понятно, на чьей стороне правда.

О судьбе и самолётах

Я никогда не летал на самолете и не водил автомобиль. Один раз опоздал на поезд и решил полететь в Петербург на самолете. Но рейс отменили. И я решил больше не испытывать судьбу.

О силе художника

Мой любимый писатель Гофман большую часть жизни прожил на одном месте. И писал при этом про весь мир. Он брал карту Италии и с точностью описывал Венецию. А сам при этом сидел на своем балконе, смотрел на рыночную площадь под своими окнами. Художник таким и должен быть: сидеть на своем балконе и при этом видеть весь мир.

О культуре

Есть такая игра — сквош, когда не нужен партнер, и ты играешь об стенку. Раньше в культуре была такая стенка — и об нее играли. А сейчас такой стенки нет, и никто не знает, как играть: ты подаешь мяч, а он просто улетает.

О культурных уборщицах

Человек может любить классическую музыку и быть подонком. Культура — это нечто другое. Культура — это осознание долга. Если уборщица культурная, она подметает лучше бескультурной. У нее есть ответственность за свой труд.

Одно из самых знаменитых произведений Гладкова, "Неаполитанская песня" ("Уно моменто") в исполнении Семёна Фарады и Александра Абдулова. Кадр из фильма "Формула любви" (1984, режиссёр Марк Захаров).

О вкусах в рок-музыке

"Битлз" мне сразу понравились, потому что они очень музыкальные. Вот "Роллинг Стоунз" мне не нравились, потому что у них было много забоя, а музыкальной сути было немного. А "Битлз" я оценил как музыкант: мне нравились и их мелодизм, и оригинальный гармонический язык.

О готовности отправиться на СВО

Мой отец выступал в составе фронтовых бригад перед солдатами в Великую Отечественную. И я бы сегодня выступил перед ребятами на СВО. Позовут – поеду, для меня будет честь.

Об успехе

Неважно, когда придет успех. Аплодисменты после смерти и внуки смогут услышать.