"Не умею жить наполовину, работать наполовину, любить наполовину" – 10 цитат Светланы Крючковой

ФОТО: Photoagency Interpress/Globallookpress
ФОТО: Photoagency Interpress/Globallookpress

"Не умею жить наполовину, работать наполовину, любить наполовину" – цитата знаменитой актрисы Светланы Крючковой, исчерпывающе отражающая её жизненные и творческие принципы.

При её скептическом личном отношении к наградам и почётным званиям Светлана Крючкова, без сомнения – народная актриса как официально, так и по тёплому отношению к ней публики.

Сыгравшая в почти сотне кинолент и телефильмов, Светлана Николаевна воспринимается как живой символ отечественного кино. Её профессиональная и творческая кажется историей сплошных удач, ровной, словно скатерть, дорогой к успеху. Ещё бы – ведь к моменту окончания Школы-студии МХАТ в 1973 году Крючкова уже прославилась романтическим образом Нелли Леднёвой в культовой ленте "Большая перемена". Лучшего старта для карьеры не придумаешь.

А ведь мало кто знает, что в актёрскую профессию Крючкова пробилась, что называется, сжав зубы. Девушка три года подряд приезжала в Москву из Кишинёва поступать в театральные ВУЗы – и два года возвращалась на малую родину ни с чем. Три года после школы Светлана Николаевна кем только не работала – оператором вычислительного центра, слесарем-сборщиком, старшим препаратором.

Но в итоге Крючкова добилась своего – и стала известной зрителю по ролям в таких фильмах, как "Долгие вёрсты войны", "Не может быть!", "Старший сын", "Царская охота", "Утомлённые солнцем", "Ликвидация" и других.

О том, что Светлана Крючкова думает о жизни, творчестве, ценностях, счастье, – читайте в её 10 цитатах.

О призах и наградах

У меня столько призов, что я уже и не помню. Я всегда говорю: за гробом их не понести, они все попадают. Они вертикальные все. Очень неудобно, на подушку-то не положить.

О театре

Театр — это постоянная тренировка. Драматический артист без театра — это как артист балета без станка. Если он перестал работать у станка — он уже никогда не будет солистом.

Кадр из телефильма "Большая перемена" (1972, режиссёр Алексей Коренев)

О званиях и имени

Я попросила убрать с афиш словосочетание "народная артистка России". Пусть пишут просто Светлана Крючкова. Ахматова не была никакой "народной", а просто Ахматовой. Имя главное, а не звание.

О мужском внимании и женской самооценке

Я никогда не была обделена мужским вниманием. У меня никогда не было комплексов, накрашена или нет, как выгляжу. Это мужчин и притягивало. Желание встать утром и положить на себя килограмм грима идет от недолюбленности и закомплексованности. Я никогда никому ничего не доказывала.

О расставании с сыновьями

С сыновьями тяжело расставаться. Когда рожаешь мальчика, надо понимать, что рано или поздно он уйдет от тебя к другой женщине. И она будет для него главной. Так чего ж не отпускать, какой толк? Главное, чтобы у них все было хорошо.

Кадр из картины "Старший сын" (1975, режиссёр Виталий Мельников)

О работе и поздравлениях

Пока я хожу и сама могу работать на сцене, я работаю сама. Это принципиально. Не так, чтобы выходили и меня поздравляли знаменитые люди. Мне предлагали так сделать. Я сказала: "Нет-нет, не надо". Вот когда мне будет тяжело, с удовольствием сяду в кресло - пусть меня поздравляют.

О счастье…

Счастье не всегда есть безмятежное существование. И любовь не всегда идиллия. Бывает, что встретятся два вроде бы разных человека – и прилепятся друг к другу, и, даже порой страдая, никак не расстанутся, а расставшись, все равно останутся вместе. Потому что трудная любовь – особая и дорогого стоит.

…И о несчастьях

Болезни, смерть и угрызения совести — вот три несчастья. Все остальное — счастье… Я живу, и это счастье. Счастье, что выхожу на сцену. Я не умею жить наполовину. Работать наполовину. Любить наполовину.

Кадр из сериала "Ликвидация" (2007, режиссёр Сергей Урсуляк)

О стуке номерков в зрительном зале

Когда на детских спектаклях начинается стук падающих номерков, это значит, что они увлечены тем, что происходит на сцене. В зале обязательно есть люди, которые могут не понять. Я знаю, что с каждого спектакля обязательно уйдут один-два таких человека. Это не значит, что происходящее на сцене – плохо. Это значит, что люди пришли не туда. Это не их. У каждого свое – как вид спорта, так и поэзия, так и искусство. Каждый выбирает, кто идет на оперу, кто идет в цирк, кто идет кабаре смотреть, а кто – трагедию. Поэтому я даже и не думаю об успехе. Мне главное, чтобы те, кто пришел, поняли больше, чем понимали до того, как пришли. 

О любви

Любовь — это большой дар Божий. Человек нуждается в том, чтобы его любили. И он от этого становится лучше, и от этого выживет в этом жесточайшем мире.