27 августа 1953 гола состоялась премьера фильма-эталона, по которому принято определять уровень кинолент мелодраматического жанра.
Когда говорят о кинематографе как об искусстве, обычно подразумевают либо произведения драматические, поднимающие вопросы о трагических составляющих человеческого бытия, либо создающие образы или приёмы, которые становятся частью визуального массового сознания и подсознания. Картина Уильяма Уайлера "Римские каникулы" (подробнее об удивительном и захватывающем пересечении сценария этого фильма с реальной жизнью читайте в рубрике Царьграда "Киномарафон") принадлежит к числу единичных фильмов развлекательного жанра, ставших частью общечеловеческого культурного наследия. Впрочем, совсем уж развлекательным это произведение считать нельзя – не совсем подходящий для этого финал, далёкий от хэппи-энда.
Наверное, будет преувеличением назвать киноисторию о том, как в Риме встретились и полюбили друг друга принцесса крошечного европейской государства и американский журналист, таким же шедевром мировой культуры, как "Мона Лиза" Леонардо Да Винчи или "Симфония № 5" Людвига Ван Бетховена. Но если 90% снятых во всём мире мелодрам и романтических комедий (а их за почти 130 лет истории кинематографа созданы многие десятки тысяч) исчезнут без следа, то не изменится ровным счётом ничего. А вот если мы лишимся без "Римских каникул" и блистательного дуэта Одри Хепбёрн и Грегори Пека, наш мир станет на какую-то неопределимую часть беднее возвышенными чувствами, мечтами о прекрасном и светлой грустью.