На счету народного артиста России Бориса Клюева (1944-2020) почти полторы сотни ролей в кино и на телевидении, выдающийся актёр более полувека прослужил в Государственном академическом Малом театре, где сыграл множество спектаклей.
Борис Владимирович, также знакомый нескольким поколениям современных отечественных актёров как театральный педагог, добился первой известности довольно поздно по нынешним профессиональным меркам - "после 30". При этом артисту покорилось довольно редкое творческое достижение - долголетие успеха.
Для зрителей 1970-х годов Клюев был прежде всего циничным, утончённым негодяем графом Рошфором из "Д'Артаньяна и трёх мушкетёров". Аудитории 1980-х актёр запомнился как шпион "Трианон" из "ТАСС уполномочен заявить". Ну а в памяти телезрителей XXI века артист остался как Николай Петрович из сериала "Воронины".
Предлагаем вашему вниманию цитаты Бориса Клюева.
О родителях
Мама всегда умела отличать красивое от некрасивого. Я верил ей. Она очень любила театр и искусство. Мама работала бухгалтером в доме Союза композиторов, в связи с чем у меня всегда были контрамарки и я часто ходил на концерты. От мамы мне достался характер. Папа был мягче.
О своей роли в судьбе матери
Я считал, что, защищая маму от новых мужчин, я сохраняю верность своему отцу. Стоило хоть одному мужчине появиться рядом с мамой, как я тут же на него яростно бросался с кулаками. Казус в том, что моей маме было всего 29 лет, когда она осталась вдовой. У неё впереди была вся жизнь. Но я ничего не мог с собой поделать, ибо считал, что поступаю правильно. Конечно, я потом об этом очень жалел.
О первых деньгах
Для меня никогда не стояла проблема заработать - я всегда умел это делать, лентяем не был. Отца не стало, когда мне было четыре года, поэтому рано стал самостоятельным - в пять лет участвовал в театрализованных представлениях в Измайловском парке, чтобы заработать пять рублей. Когда принёс маме первые полученные деньги, она расплакалась.
Граф Рошфор. Кадр из фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра" (1978, режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич)
О первой любви
Моя первая любовь "прозвучала" в четвёртом классе школы, когда объединили мальчиков и девочек. И сразу же в моём сердце вспыхнула любовь к девочке, которая села рядом со мной за одну парту. Её звали Зоя Анпилогова. Я вырезал на парте сердце, пронзённое стрелой, и написал "Зоя". За что мне в дневник вкатили выговор. А потом, когда на уроке физкультуры она села на шпагат - моё сердце было просто покорено. Но потом Зоя ушла в другую школу, и наши пути разошлись.
О взаимоотношениях с волосами
По молодости у меня была шевелюра. А потом стал лысеть. Чем только ни мазал голову, процедуры делал, но всё впустую. Гены. С ними не поспоришь. На съёмках гримёры находили способы маскировать отсутствие волос. То пробкой жжённой голову натирали, то порошок какой-то рассыпали. И только с возрастом привыкаешь и понимаешь, что надо искать что-то иное в своём образе. Для меня кумиром всегда был Борис Ливанов. А у него - такая же лысина, как у меня. И я успокоился.
О семье
Семья - вот ценность. Это очаг, это маленькое государство, которое живёт по своим законам. В нём ругаются, мирятся, но живут, любят друг друга. Это те вещи, которые не поддаются математике. Это как раз из области чувств.
"Трианон". Кадр из телефильма "ТАСС уполномочен заявить" (1984, режиссёр Владимир Фокин)
О страхе
Каждый раз, когда выхожу из-за кулис на сцену, испытываю страх. Если ты не волнуешься перед выходом на сцену, тебе нужно менять профессию. Даже если спектакль играется годами, десятилетиями - всё равно это каждый раз заново. Это каждый раз непредсказуемо. Наверное, так и должно быть...
О пользе от самого знаменитого фильма
Первой крупной покупкой на полученный от съёмок в "Трёх мушкетёрах" гонорар стали "Жигули" одиннадцатой модели. Правда, денег хватило ровно на половину машины, остальное я взял в долг. Экономил на чём мог, лишь бы побыстрее выплатить.
О счастье
Я - счастливый человек, потому что я выполняю свою любимую работу и мне ещё за это деньги платят. Это - большое дело. Есть много людей, которые получают деньги и очень не любят свою профессию.
О ролях
Роли бывают проходные. Очень редко попадаются те, которые могут сделать тебя мудрее. У меня таких немного. Например, Арбенин в "Маскараде", Маттиас Клаузен в спектакле "Перед заходом солнца". Это сложные, тяжёлые роли. Арбенина сыграешь - и после этого просто лежишь.
О современном поколении
Дети книжки уже не листают. Порой педагоги театральных вузов содрогаются, когда слушают их интерпретацию классики. Мы знаем многие произведения наизусть, и вдруг студент выдаёт вроде знакомый нам текст, но слова в нём другие. "Откуда это? Что за издание?" - интересуемся. "Из интернета" - признаются студенты.
Николай Петрович. Кадр из сериала "Воронины" (2009-2019)
О зависимости актёра от своей внешности
Тут всё зависит от артиста и от его способностей. Да, конечно, принимают по одёжке, а провожают по уму. Естественно, с моей внешностью трудно сыграть председателя колхоза где-нибудь в Рязани. Это понятно, и амплуа ещё никто не отменял, но в советское время, кроме немцев и интеллигенции или каких-либо эсеров, я больше ничего не играл. Но как только появилось понятие "порода", тут же все сразу вспомнили обо мне. Я переиграл огромное количество графов, маркизов и т. д.
О популярности
У меня были разные этапные роли в кино, которые запомнились зрителю. Это Рошфор в "Д’Артаньяне и трёх мушкетёрах", потом Дубов в "ТАСС уполномочен заявить". Теперь я часто шучу над тем, как изменились мои поклонники. Раньше это были девушки, которые приносили цветы, а сейчас школьники. Дети несут цветы! Я до сих пор понять не могу, почему этот Николай Петрович (персонаж сериала "Воронины". - Ред.) им так приглянулся. И отношусь к этому с юмором.