То, что жизнь Леонида Ярмольника, которому в январе 2024 года исполнится 70 лет, отличается непростыми путями, понятно уже по беглому взгляду на основные факты биографии.
Родившийся в Приморском крае, своё детство будущий артист провёл во Львове, а взрослую жизнь и карьеру связал с Москвой. После окончания Щукинского училища Ярмольник почти десять лет проработал в труппе легендарного Театра на Таганке (был коллегой Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Вениамина Смехова и других артистов "золотой эпохи") – но при этом всенародную славу обрёл благодаря сценическим пантомимам (легендарным стала сценка "Цыплёнок табака").
Кадр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен" (1979, режиссёр Марк Захаров)
Пожалуй, до конца 1980-х зрителю трудно было назвать яркие кинороли Ярмольника (хотя он активно снимался с конца 70-х) – разве что в картине "Человек с бульвара Капуцинов". А вот в кризисные 1990-е Леонид был весьма востребован и оказался причастен к наиболее заметным и редким произведениям отечественного кинематографа той эпохи – романтическим лентам "Московские" каникулы" и "Перекрёсток". XXI век ознаменовался для Ярмольника участием в захватывающей, но сложной, почти мучительной эпопее – растянувшейся почти на 15 лет работе над фильмом Алексея Германа "Трудно быть богом" (экранизация одноимённого романа братьев Стругацких).
Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные цитаты Леонида Ярмольника.
О женской привлекательности…
Женщина может быть какой угодно красоты и привлекательности, но ее поступки, разговоры, характер и прочее могут совершенно не соответствовать божественной внешности и в результате оставят мужчину безразличным.
И о привлекательности для женщин
Первоначально женщина нравится только внешне, и если кто-то будет вам рассказывать иначе, не верьте — вранье.
О цензуре
Большую часть моей жизни я мечтал, чтобы цензуры не было, а сейчас я абсолютно искренне говорю, что цензура должна быть. Цензура на уровне культуры, морали…
Кадр из фильма "Московские каникулы" (1995, режиссёр Алла Сурикова)
Об актёрстве
Актерство состоит из трех умений: наблюсти, запомнить и воспроизвести.
О семейных конфликтах
Все взрывы, в семье, происходят не столько по каким-то реальным причинам, сколько от общей усталости, от нервов, от стрессов, от несдержанности.
О молодых артистах
Молодые артисты, на мой взгляд, очень похожи друг на друга. Они все умеют, все знают, работают хорошо, но не сильно друг от друга отличаются. Раньше мы смотрели фильмы и с легкостью запоминали артистов. Сегодня это делать все сложнее.
О работе на ТВ
Приблизительно раз в три-четыре месяца какой-то из каналов мне предлагает что-то вести. Я отказываюсь, потому что в том, что я делал на телевидении раньше, всегда была какая-то изюминка, непохожесть на другие проекты. Нет идеи по-настоящему новой, интересной. Предлагают перепевы того, что уже есть. И потом: сейчас телевидение стало настолько бесстыжим...
О главном и неукоснительном правиле
Есть единственное правило, которое давно для себя сформулировал и которое стараюсь соблюдать неукоснительно: что бы ни делать, всегда делать так, чтобы не идти по головам и не причинять боль другим людям.
Кадр из фильма "Трудно быть богом" (2013, режиссёр Алексей Герман)
О юбилеях
Раньше юбилеями считались 25 лет, 50 лет, 75, 100. А сейчас у нас каждые пять лет из дня рождения делают событие. Я думаю, что все-таки основная часть айсберга должна быть под водой, должна быть какая-то загадка. А сегодня все пытаются все про себя рассказать, все показать, с кем живем, на чем ездим, кого любим, кого ненавидим, к чему стремимся. У нас такая профессия, где внимание к себе нужно привлекать или тем, что ты делаешь на экране, или на сцене.
О режиссуре
Я слишком взрослый и слишком опытный человек. Понимаю, что режиссер — это другой склад ума. То, что у тебя есть невероятный опыт работы на сцене или в кино, не позволит тебе автоматически стать хорошим режиссером. Бывают исключения. Существуют люди, которые были актерами, а стали режиссерами. Тот же Никита Михалков. У меня есть относительно печальный опыт — ближайший мой друг Саша Абдулов. Он в свое время увлекся режиссурой. Саши уже нет, но я говорил ему и при жизни: его место — это актерство. Он энергично и эмоционально ворвался в свое время в режиссуру, но все равно это не стало событием, не победило его актерские заслуги. Помните, был такой фильм "Бременские музыканты"? Я к этому всегда относился с юмором и говорил, что если Саше хочется, он имеет право экспериментировать. Он это заслужил. Но сам я бы не хотел попробовать.
О счастье
Счастье — очень простая штука. Если ты хочешь, оно будет, если нет — то его не будет.