Народная артистка России Лариса Голубкина – без преувеличения легенда отечественного кино. Поэтому по-настоящему неожиданным является тот факт, что на счету выдающей актрисы всего лишь 26 ролей в кино и на телевидении.
Причём из этих работ 7 пришлись на период после 1991 года – то есть в советском кинематографе Голубкина появилась на экранах менее чем в 20 проектах. И это при том, что Лариса Ивановна стала знаменитой с первой же своей роли – в музыкальной комедии Эльдара Рязанова "Гусарская баллада" (1962). Спустя два года ещё одна главная роль в новом фильме Рязанова, "Дайте жалобную книгу", – и снова громкий успех.
А затем Голубкина стала сниматься всё реже, в какой-то момент её больше увлекла роль жены и матери в семейном союзе со знаменитым коллегой, Андреем Мироновым.
Впрочем, несмотря на прискорбно малое количество сыгранных Ларисой Голубкиной ролей, созданные ею образы давно любимы и до сих пор не забываются зрителем.
10 цитат Ларисы Голубкиной.
О воспитании
Жесткий и безапелляционный характер был у моего отца. Конечно, он меня любил. Но все время меня подкалывал и похихикивал. Так уж у него было заведено. Он и о своих достоинствах никогда не кричал. Отец преподавал в Высшем командном училище, и одним из его студентов был Дмитрий Язов, маршал и министр обороны СССР. Так вот отец ни разу об этом не упомянул — я об этом узнала от самого Язова. Родители жили по принципу — неудобно выпячиваться. И во мне это воспитали.
О детских интересах
С 5 класса у меня, единственной в школе, был дома живой уголок – какие-то крыски с красными хвостиками, потом кролики, морские свинки. Я сама за ними ухаживала. Мне хотелось лечить зверей. Я уже потом поняла, что врачу без артистизма нельзя, ведь он должен вызывать доверие у пациентов.
Кадр из фильма "Гусарская баллада" (1962, режиссёр Эльдар Рязанов)
О профессии
Я специфически отношусь к актерской профессии. Она требует неуемного тщеславия, фанатического желания первенства. А у меня никогда не было таких амбиций. Я не из тех, кто дерется за роли, пробивает лбом любую стену, ставит режиссерам и коллегам жесткие условия.
О наивности
В юности я была смешной, наивной и верила каждому слову человека, с которым общалась. И сейчас продолжаю доверять людям, но уже знаю, где и с кем нужно помолчать.
Кадр из фильма "Дайте жалобную книгу" (1964, режиссёр Эльдар Рязанов)
О зависти
У меня истории, замешенные на чьей-то зависти, случались на каждом шагу. Думаю, именно поэтому в театре и в кино я так мало играла. Но меня спасало то, что я старалась не обращать на все это внимания. Вот Людмила Гурченко доводила себя до исступления. Почему ее не снимают?! Да многих не снимали. Слава Тихонов одиннадцать лет сидел, его не снимали. Многих сначала снимали, а потом раз — и перестали. Что, из-за этого сходить с ума? Я радовалась тому, что у меня было.
О "звёздности"
В молодости я никак не могла понять, что слово "звезда" неприменимо к нашей актрисе. Может быть, только Татьяна Самойлова после фильма "Летят журавли" могла стать звездой, если бы имела деньги и поддержку государства. Звезду "делают". И к нам это не имеет отношения.
Кадр из фильма "Сказка о царе Салтане" (1966, режиссёр Александр Птушко)
О личной жизни
Я считаю, что чем меньше романов, тем моложе женщина выглядит, потому что иначе она изнашивается. Это моя теория, видимо, я просто так себя успокаиваю, но ни о чем не жалею.
О роли жены и домохозяйки
Я себя прекрасно чувствовала на кухне. Любила готовить, принимать гостей, а они у нас бывали часто. Одно знаю точно: жена заслуживает того мужа, какой у нее есть, а муж – такую жену. И чем бы ты ни занималась, что бы из себя ни представляла, уступать должна именно ты: где-то промолчать, где-то помочь, где-то не полезть в бутылку. Жизнь короткая и жалко её тратить на ссоры и размолвки.
Лариса Голубкина с мужем, артистом Андреем Мироновым. Кадр из фильма "Трое в лодке не считая собаки" (1979, режиссёр Наум Бирман)
О женских качествах
Девочку надо воспитывать женственной, мягкой, мудро послушной. Сейчас мы отпустили женщин в "свободный полет", и поэтому много семей разваливается. Для меня нет ничего удивительного в том, что "упрямым и непокорным" мужчины начинают изменять.
Женщина должна быть очаровательной, привлекательной, нести в себе некую загадку. В этом её оружие.
О сомнениях
Я сама всю жизнь сомневаюсь: а я вообще артистка или не артистка? Не так-то просто мне было преодолеть вот этот вот комплекс, который в меня в детстве вбили: мол, подумаешь, ничего особенного в тебе нет.