Имя Фёдора Стукова – своего рода тест для отечественного кинозрителя. Тест либо на возраст, либо на знание советского кинематографа 1980-х годов – любой, кто рос в те годы либо видел детские фильмы тех лет, отлично помнят и имя, и внешний вид одного из самых известных маленьких актёров нашей страны.
"Несколько дней из жизни И.И. Обломова", "Родня", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "Остров сокровищ", "Пеппи Длинный чулок" – роли (причём чаще всего ведущие) в этих картинах, вышедших на экраны с 1979 по 1984 годы, а также участие в знаменитом юмористическом тележурнале "Ералаш" сделали Федю Стукова настоящей звездой советского кино.
Дебютом Стукова в кино стала сцена, завершающая экранизацию романа Гончарова "Обломов" – в ней юный артист только и делал, что бежал. Кадр из фильма "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979, режиссёр Никита Михалков)
По мере взросления актёр стал менее востребован, к тому же в 1990-е годы ситуация с кинематографом в нашей стране была без преувеличения катастрофической. Из по-настоящему крупных взрослых ролей артиста, которому недавно исполнился 51 год, можно назвать работу в "Петербургских тайнах" (1994). Однако Стуков не ушёл из кино – он стал востребованным телевизионным режиссёром, работающим над созданием как программ, так и сериалов. Например, именно Фёдор в качестве режиссёр был одним из создателей известного проекта "Физрук".
Предлагаем вашему вниманию интересные цитаты Фёдора Стукова.
О дороге в кинематограф
В фильм про Обломова попал совершенно случайно. Это все спасибо моей маме. Меня реально нашли на улице. Как сейчас помню: кастинг-директор (тогда они по-другому назывались) увидела меня и воскликнула: "Ой, какой прикольный парень!". И тут же предложила моей маме сделать мою фотографию. А мама сказала "да", как ни странно, она очень любила этот мир. И когда начались съемки, она всегда была со мной, если могла.
О семье
Отец — инженер, мама — литературный редактор. Бабушка почти всю жизнь занималась журналистикой, писала фельетоны в журнале "Крокодил". Но особо я хочу выделить своего деда. Как это ни парадоксально, но в подростковом возрасте он сыграл в театральной студии роль Тома Сойера! К сожалению, дед умер, когда мне было четыре года, так и не узнав, что его внук перенял от него эстафету. Ну а с началом моей киношной карьеры мама, папа и бабушка были вынуждены практически все время проводить со мной. Так что на съемках я никогда не оставался один.
О памятной сцене
До сих пор в памяти сохранились съемки эпизода в конце фильма, когда я бегу по полю и кричу: "Маменька приехала! Маменька приехала!". Этот момент снимали очень долго, около трех недель. Важно было поймать нужную погоду. Так что каждое утро приходилось просыпаться в пять часов.
Об уроке от Михалкова
На примере работы с Никитой Михалковым я видел: вся съемочная группа — это семья. Это абсолютное взаимопонимание, помощь друг другу. Знаешь, все, что происходит на площадке, это как-то метафизическим способом воздействует на зрителя. Если ты, предположим, снимаешь добрую историю, а у тебя все переругались, конфликт, то зритель каким-то мозжечком это считывает.
Кадр из фильма "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" (1981, режиссёр Станислав Говорухин)
О звёздной болезни
У меня никогда не было звездной болезни, это точно. Потому что мама, потому что папа, потому что бабушка… Просто у нас в семье всегда были очень хорошее чувство юмора и самоирония. Я до сих пор очень сомневающийся и самоироничный человек, и когда я буду в чем-то очень сильно уверен и убежден, то кончусь как творческая личность.
О школе
В школе я фактически не учился. Очень редко ходил в школу, потому что все время снимался. В этом смысле у меня было прекрасное детство. Хотя школу при этом я окончил практически отличником.
О деньгах
Все разговоры о моих сумасшедших гонорарах в СССР — легенды. Это сейчас актеры приблизились по заработкам к Западу, а тогда никто много не получал. Можно было на следующий день после фильма проснуться знаменитым, но в деньгах это никак не проявлялось. Были стандартные ставки, которые устанавливало государство, вот их актерам и платили. Но так вышло, что когда я снимался в "Томе Сойере", родители на работе взяли отпуск за свой счет, чтобы ездить со мной на все съемки, поэтому какое-то время я действительно был кормильцем в семье, но только потому, что они не работали из-за меня.
Кадр из телефильма "Остров сокровищ" (1982, режиссёр Владимир Воробьёв)
Об актёрстве и режиссуре
Актерство — это не очень мое. Да, я поступил в театральный институт, но все время понимал, что жить с такой тонкой душевной организацией, расстраиваться, когда тебе не дают ролей, — нет, это не для меня. Но я знал, что мне нужно накопить жизненный опыт, иначе невозможно стать режиссером. Я очень долго ждал, я тертый парень, терпеливый. И очень рад, что не бросил эту мечту, не свернул.
О настоящем возрасте
Кроме внешности, во мне всё осталось от ребёнка. Честно говоря, я абсолютно себя не чувствую в том возрасте, который уже подкатывает. Какой-то жизненный опыт есть, и это хорошо. Но в душе я все такой же подросток. Ну, может быть, 20–25-летний, не больше. Я на волне до сих пор, стараюсь следить за всякими молодежными вещами.
О доброте режиссёров
Сейчас я добрый режиссёр – но это вынужденно. Пока мне жалко актеров, но может быть, когда-нибудь я стану режиссером, который их ненавидит. А сейчас я актеров очень люблю, вхожу в их положение. Просто мне кажется, что атмосфера добра, вменяемости дает лучший результат, нежели когда все на нерве и на повышенных тонах.
Кадр из сериала "Петербургские тайны" (1994, режиссёры Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчёлкин)
О работе с Дмитрием Нагиевым
С Нагиевым у нас сложились непростые отношения. Все-таки он не сделал того, чего я хотел. Наверное, слишком много раньше играл в эпизодах. В "Физруке" он сыграл только комедию, а я хотел, чтобы еще и драму, но у него не вышло. Поэтому короля играла свита.
О ролях "десятого плана"
Я стараюсь не играть маленькие эпизодические роли десятого плана. Однажды у меня был подобный опыт с картиной "Царевич Алексей". Я даже не заметил, как прошла моя роль, настолько все быстро случилось. Мне это жутко не понравилось.
О комедии и драме
Комедии я люблю. Мне кажется, это сложнее, чем драма. Тут и интонацию всегда надо найти, и не переиграть, потому что у нас все-таки достаточно много актеров, в том числе, думают, что если это комедия, то надо наяривать. А комедия – это просто абсурд, парадокс, и чем серьезнее ты это делаешь, тем в результате смешнее.