Пространные напоминания о том, кем был Олег Павлович Табаков (1935 – 2018), совершенно излишни. Великий актёр театральный педагог и руководитель входит в число избранных артистов, которые не просто внесли вклад в русскую культуры – а сами стали отдельным культурным явлением.
Значение Табакова для России не ограничивается ни почти 180 ролями в кино, ни огромным театральным наследием (блестящие актёрские работы на сцене "Современника", целая плеяда учеников в Школе-студии МХАТ, создание своего театра, "Табакерки"), ни даже вошедшим в фольклор образом кота Матроскина.
Величие Табакова в том, что он стал неотъемлемой частью жизни нескольких поколений нашего народа, показал примеры выдающейся артистической игры, такой убедительной в столь разных амплуа, и воспитал свою достойную смену.
В общем-то, достаточно просто почитать цитаты Олега Табакова, чтобы убедиться в незаурядности этого человека.
О потребности в игре
Если бы мне не давали играть, я бы сам платил деньги, лишь бы выйти на сцену.
О родине – малой и духовной
Саратов всегда присутствовал в моей жизни. Мне необходимо туда возвращаться, как необходимо бывать в Оптиной пустыни, которую считаю своей духовной родиной и где ощущаю полноту бытия. Хотя, конечно, в России всего одна столица — Москва, где я и живу с 1953 года.
Эта роль не была для 25-летнего Табакова первой в кино – но стала для него настоящим прорывом. Кадр из фильма "Шумный день" (1960, режиссёры Георгий Натансон и Анатолий Эфрос)
О судьбе
Судьба решилась окончательно лишь в восьмом классе, когда я попал в знаменитый на весь Саратов детский театр "Молодая гвардия" Натальи Иосифовны Сухостав. Так бы я и дальше двигал шахматные фигуры, если бы в один прекрасный день драмкружку не понадобились лишние "штаны" и Наталья Иосифовна сама не пришла к шахматистам. Путем нехитрого теста, состоящего из произнесения "громко-громко, на весь зал" известной фразы "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", которую она попросила сказать почему-то именно меня и которая не без сарказма была мною выкрикнута, я был зачислен в новобранцы.
О выборе
Кем быть — вот самый был трудный выбор. По семейной традиции я должен был стать врачом. Когда я решил поехать в Москву поступать в театральный, мама плакала суток двое, бабушка плакала и молилась, чтобы я там провалился... Но еще где-то классе в восьмом я почувствовал, что ни к какому другому делу непригоден.
По общему признанию, актёрское мастерство и личное обаяние Табакова сделало роль нациста Шелленберга одной из жемчужин фильмографии артиста. Кадр из телефильма "Семнадцать мгновений весны" (1973, режиссёр Татьяна Лиознова)
О счастье быть смешным
Не надо бояться быть глупым, смешным, нелепым. Человек так устроен, что в нем масса интересного чаще всего остается за кругом нашего внимания.
Об интеллигентности
В понятие интеллигентности я вкладываю то, что говорится в Оксфордском толковом словаре – Русский интеллигент это человек, болеющий за тех, кому живётся хуже, чем ему.
О семьях
Цивильная, нормальная семья бывает здоровой, только если в ней есть дети. А иначе приходишь в дом иногда: и картины на стенах, и книги с золотыми обрезами, и хрусталь… а детей нет — и некий запах сыра присутствует. А вбежит в эту комнату пусть не ребёнок, хотя бы щенок, помашет хвостом — и все становятся людьми.
О Матроскине
Кот Матроскин мне личность глубоко симпатичная. Он, пожалуй, первый серьезный российский предприниматель. И многое в наших экономических перестроечных инновациях началось, конечно, с него. Он первым стал опираться на свои собственные силы, не впадая, скажем, в радикализм Ким Ир Сена.
Как можно в коте Матроскине не узнать Олега Табакова? Кадр из мультфильма "Зима в Простоквашино" (1984, режиссёр Владимир Попов)
О пошлости
Если человек презрительно относится к тому, чего не понимает, для меня он — пошляк. Это проблема номер один современного общества — некая защитная стена, которой окружают себя либо по необразованности, либо по скудоумию, либо от недостатка способности чувствовать.
О спасении от смерти
Я мог столько раз погибнуть. Например, когда в детстве прицепился к подножке шестого трамвая на улице Горького в Саратове, и моя правая нога вдруг уехала под колесо. Какой-то майор, видимо, фронтовик, как щенка, взял, приподнял меня и вынул ногу.
О "хлестаковщине"
Много ерунды происходит от желания людей понравиться. Синдром Хлестакова: хотите видеть меня таким? Пожалуйста! Этаким? Рад стараться!
Табаков мог даже Кощея Бессмертного сделать обаятельным. Кадр из фильма "После дождичка в четверг". (1985, режиссёр Михаил Юзовский)
О том, из-за чего плакал
Да, я плакал в жизни. Когда Астафьев помер. Когда мама умерла. Ведь человек взрослым становится только тогда, когда мать уходит. Я был шалопай, веселый, любил женщин... А вот когда в арку нашего дома вошли Галка Волчек и Люся Крылова, то по выражению Люсиного лица я понял: мамы нет. Еще плакал, когда узнал, как майор Солнечников накрыл собой гранату [случай произошёл в 2012 году в Амурской области] — и от этого солдатиков его поуродовало меньше. А его самого убило.
О зависти
Зависть мне несвойственна. Завидую только людям, которые умеют говорить по-французски, которые играют на фортепиано или скрипке. Мне завидовать некому. Заявление, конечно, наглое, но завидовать Виктору Астафьеву или Александру Солженицыну глупо, как завидовать культуре и знаниям Дмитрия Сергеевича Лихачева или таланту Святослава Теофиловича Рихтера. Я рано почувствовал зависть к себе, но от этого не легче. Годкам к 25 все это детерминировал. А бороться с завистниками бессмысленно, завистников только смерть останавливает.
Алкоголики у Табакова тоже получались на загляденье. Кадр из фильма "Ширли-мырли" (1995, режиссёр Владимир Меньшов)
О настоящих мужчинах
Существо мужского пола должно обеспечивать прожиточный минимум жене, детям и людям, за которых это существо в ответе. Так, во всяком случае, считали в моей семье в городе Саратове. Вот и всё. 90-е? Ничего страшного тогда не происходило. Я работал: ставил спектакли, зарабатывал деньги за границей. Не переживал, а делал своё дело. Ничего драматического — наоборот даже: в 95-м у меня родился сын Павел.
О возрасте
Честно говоря, я не думал, что доживу до восьмидесяти. Дело не очень регулярное. Хочу лишь сказать, что пока ты способен любить: любить эту реку, любить этот город, до той поры ты жив.