Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо. Пожалуй, для советского зрителя именно с этими именами и ассоциировалось само понятие "французское кино", они были самыми популярными иностранными кинозвёздами в нашей стране.
Тем более необъяснимым является тот факт, что фильм, в котором два титана французского кино сыграли главные роли в самом расцвете сил, в Советском Союзе, а затем и в России, был практически неизвестен.
Девять пишем, два в уме
Согласно сухой статистике, Бельмондо и Делон поработали вместе в 9 проектах. Однако статистика шутка обманчивая – и на самом деле полноценных совместных работ у кинозвёзд, в профессиональной сфере конкурентов, а в жизни хороших приятелей, набралось только 2.
Дело в том, что из 9 упомянутых картин в 3 актёры исполняли эпизодические роли, в одном фильме так ни разу и не встретились в одном кадре, а 3 проекта были своего рода кинокапустниками, считать их полноценными художественными произведениями нельзя. Вот и получается, что по-настоящему Делон и Бельмондо сыграли вместе дважды.
В 1998 году вышел фильм "Один шанс на двоих", в котором два пожилых кумира публики изображали претендентов на отцовство одной очаровательной девушки. Однако всё-таки в конце 1990-х Бельмондо и Делон были звёздами затухающими, представителями уже сходящего со сцены поколения. Другое дело – гангстерская лента "Борсалино", в которой артисты снимались в самом расцвете сил, лет и славы. Картина режиссёра создавалась в Марселе осенью 1969 года, когда Жан-Полю было 36 лет, а Алену только-только исполнилось 34.
Сразу скажем – не шедевр
Среди современных поклонников именно фильмов о гангстерах "Борсалино" не может похвастаться особой славой. Во-первых, это было явное подражание голливудским фильмам о преступниках эпохи "сухого закона" – а копия почти всегда уступает оригиналу. Во-вторых, режиссёр Жак Дере и Делон, который был продюсером картины (именно благодаря его усилиям удалось заполучить в проект Бельмондо и создать на экране дуэт мечты), не выдержали "чистоту жанра" и придали истории слишком комедийный, легкомысленный характер.
Первая встреча героев Бельмондо и Делона получилась недоброй. Кадр из фильма "Борсалино" (1970, режиссёр Жак Дере)
А в-третьих, слишком уж незамысловатым был сюжет – несмотря на то, что герои картины имели вполне реальных прототипов из числа марсельских бандитов довоенной эпохи. Два друга, Франсуа Капелла (герой Бельмондо) и Рок Сиффреди (персонаж Делона), были сначала противниками, затем стали друзьями и криминальными "королями" Марселя. Но, разумеется, в такой истории хэппи-энда ждать наивно…
Но почему "Борсалино"?
В наши дни "Борсалино" смотрится уже как произведение с налётом классики – давно утраченные городские пейзажи Марселя, атмосфера кинематографа 1960-х и, конечно, молодые Бельмондо и Делон в кадре. Но один очевидный вопрос возникает у каждого более-менее внимательного зрителя – почему фильм называется "Борсалино"?
В этом кадре персонаж Бельмондо не совсем соответствует названию ленты. Кадр из фильма "Борсалино" (1970, режиссёр Жак Дере)
Действительно – главных героев зовут Франсуа Капелла и Рок Сиффреди. Никаких иных персонажей, географических и прочих названий "Борсалино" в повествовании нет. Так в чём же дело?
А дело в шляпе – в прямом смысле слова.
Бутик шляпного бренда "Борсалино", Италия. ФОТО: Alvise Armellini/GLOBALLOOKPRESS
Борсалино – это знаменитый итальянский шляпный бренд, основанный Джузеппе Борсалино в середине XIX века, но ставший поистине культовым в 1920-30-е годы. Производимые фабрикой "Борсалино" элегантные шляпы модели "федора" были чрезвычайно популярными среди гангстеров. Тогда это был примерно такой же атрибут и символ "крутых парней", как малиновый пиджак и "шестисотый мерс" среди "новых русских" 1990-х.
А вот здесь оба главных героя в шляпах "Борсалино". Кадр из фильма "Борсалино" (1970, режиссёр Жак Дере)
То есть бренд "Борсалино", вынесенный в название фильма, сразу и обозначал его тему, и обрисовывал характеры главных героев, и выполнял рекламную функцию, привлекая в кино ценителей соответствующего жанра.