Анна Каменкова. Даже если современному отечественному кинозрителю незнакомо это имя (что само по себе серьёзное упущение), то голос этой замечательной актрисы знаком практически каждому.
Заслуженная артистка России обладает замечательным тембром и уникальным мастерством во владении голосом, умением приспособить его звучание под типаж и эмоциональное состояние персонажа. Поэтому не удивительно, что образ многих героинь как отечественных, так и зарубежных картин сложился благодаря озвучиванию Анны Каменковой.
Джульетта в "Ромео и Джульетте" (Франко Дзеффирелли), Лариса в "Жестоком романсе", Анастасия Ягужинская в телефильме "Гардемарины, вперёд!", Надежда в сиквеле "Ирония судьбы. Продолжение", Люцилла в "Гладиаторе", Кейт в "Кейт и Лео", Арвен в трилогии "Властелин колец" – лишь малая часть персонажей, в которых "вложила" свой голос и талант Анна Семёновна.
При этом считать Каменкову исключительно "бойцом невидимого фронта" – грубая ошибка. Настоящие ценители отечественного кино знают её яркие роли в легендарных советских детективных телефильмах "Следствие ведут ЗнаТоКи" и "Визит к Минотавру", в социально-романтической мелодраме "Молодая жена", в психологической драме "Ты есть…" и детективе "Тесты для настоящих мужчин".
Кадр из телефильма "Следствие ведут ЗнаТоКи. До третьего выстрела" (1978, режиссёр Вячеслав Бровкин)
Цитаты Анны Каменковой позволяют лучше узнать эту выдающуюся артистку.
О воспитании
У меня один принцип воспитания: самому жить прилично и достойно, не делать гадостей, не врать. И тогда дети все поймут: они умнее нас. Да и образованнее.
О разности "отцов и детей"
Дети мало что понимают про своих родителей. Мы начинаем всё осознавать, когда у нас свои взрослеют, тогда мы уже в состоянии разобраться в их отношениях, оценить все — уровень их поступков, уровень трагедии, уровень жертвенности...
О родительском примере и образовании
Надо дать хорошее образование ребенку, не жалеть на это денег, быть рядом и вести себя прилично. Если ребенок видит, что довела бабушку через дорогу, если видит, что кто-то бросился щенка бить, а ты заступилась – дети это считывают. Просто надо самому жить прилично и достойно. Я сто раз извинялась: сын, я была неправа, извини меня, что-то я погорячилась. И поэтому он тоже мне может сказать: мам, извини.
Об актёрском ожидании
В нашем деле надо уметь ждать, переступать через обиды, преодолевать неуважительное к себе отношение. Но, конечно же, дарит профессия и моменты настоящего актерского счастья.
Анна Каменкова и Сергей Шакуров. Кадр из телефильма "Визит к Минотавру" (1987, режиссёр Эльдор Уразбаев)
О женских эмоциях
Думаю, у каждой женщины время от времени случаются какие-то мощные эмоциональные всплески. Они не напрасны. С одной стороны, дают заряд на новую жизнь, с другой — понимание. Ты меняешь угол зрения: на всё начинаешь смотреть иначе, обретаешь способность оценить что-то справедливо — и изъяны понять серьезные, и увидеть огромные достоинства того, что имеешь…
О театре
Я не часто хожу в театр — с трудом перевариваю, когда на сцене все носятся, дергаются, кричат. Да, картинка, как правило, красивая. И не скучно. Но в душе ничего не пробуждает.
О работе в дубляже
Знаю, многие ненавидят этот процесс. Даже себя терпеть не могут озвучивать. А я люблю, особенно когда хорошее кино с талантливыми артистами. Можно же увидеть все нюансы игры, попытаться прямо до самых заусенчиков раскопать внутреннее состояние исполнителя роли, проиграть всё внутри себя...
О смелости и риске
Надо быть смелее в этой жизни, и пробовать, и рисковать, и падать, и разбивать коленки.
О кино
Мне кажется, сейчас главный бич нашего кино - это безумные скорости. На таких скоростях ничего путного создать нельзя. Не надо торопиться. И еще нельзя ставить во главу угла деньги. Но бывает, и сейчас неплохо снимают.
Кадр из фильма "Тесты для настоящих мужчин" (1998, режиссёр Андрей Разенков)
Об озвучке
В 90-х озвучка выручала – я семью с нее кормила. Ездила со студии на студию - с 8 утра до 12 ночи. Ребенок родился, из театра ушла, в кино мало снимали. Есть было нечего. Но ничего. У меня не было ощущения ужаса. Я себя успокаивала: ну нормально, я ж до сорока успела поиграть. И как-то так себя уговорила. А к пятидесяти и театр возник, и одна роль, и вторая, и кино началось снова. И понеслось. И озвучиваю уже редко.
О рекламе и сериалах
Пару раз предлагали сняться в рекламе, но я отказывалась. Тогда казалось: фу, что это такое. Ну как сериалы, в которых я сейчас снимаюсь. После таких-то ролей! Но все меняется...
О внешности и старении
Никогда не ощущала себя красивой и на внешности не зацикливалась. Поэтому и старение воспринимаю спокойно. Не испытываю ужаса вообще. Напротив, чувствую, как с возрастом становлюсь все лучше и лучше! Стараюсь, конечно, следить за собой, не есть жирного и сладкого... С лишним весом я, кстати, всю жизнь борюсь. Но тренировки, фитнес-зал – ничего такого не делаю. Не мое.