"Дама с собачкой" - экранизация Чехова открыла актрису, которую на съёмках поминали недобрым словом

ФОТО: Aleksey Smyshlyaev/Globallookpress
ФОТО: Aleksey Smyshlyaev/Globallookpress

"Дама с собачкой" (1960) - как экранизация знаменитого рассказа Антона Чехова открыла миру выдающуюся актрису, которую прямо на съёмках поминали недобрым словом.

В 1960 году исполнилось 100 лет со дня рождения великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова. По этому поводу советским кинематографистам было поручено создать экранизацию одного из произведений классика. Режиссёр Иосиф Хейфиц справился с задачей – не только успел снять фильм по рассказу "Дама с собачкой" ко дню рождения Чехова (премьера состоялась аккурат в юбилейную дату, в январе 1960-го), но и открыл для отечественного кино выдающуюся актрису Ию Саввину.

Любители автографов и глазная болезнь – испытания Алексея Баталова

Однако обо всём по порядку. Главной звездой фильма должен был стать Алексей Баталов, исполнитель роли Гурова, завязавшего в Ялте типичный "курортный роман". В это время Баталов благодаря триумфу фильма "Летят журавли" на Каннском кинофестивале обрёл не только всесоюзную, но и международную славу. Не случайно во время съёмок "Дамы с собачкой" ялтинцы досаждали съёмочной группе постоянными просьбами получить автограф Баталова – не помогло даже то, что на морской набережной киношники снимали только ранним утром.

Алексей Баталов в роли Гурова. Кадр из фильма "Дама с собачкой" (1960, режиссёр Иосиф Хейфиц)

Однако никакой "звёздной болезни" по поводу своей популярности Баталов не испытывал. Напротив – роль Гурова была одним из его профессиональных мечтаний, поэтому к работе над образом Алексей Владимирович подошёл максимально серьёзно. Не помешало даже то обстоятельства, что из-за яркого южного солнца у Баталова обострились проблемы со зрением – в итоге значительную часть ялтинских сцен пришлось воспроизводить затем в павильонах киностудии.

"Уберите эту сволочь из дилижанса"

В кинематографе нередко бывает так, что проект, который изначально строится вокруг одного актёра, становится триумфом для другого артиста. "Дама с собачкой" – как раз такой случай: Алексей Баталов сыграл замечательно, но роль Анны Сергеевны в исполнении Ии Саввиной стала настоящим культурным событием.

Ия Саввина в роли Анны Сергеевны. Кадр из фильма "Дама с собачкой" (1960, режиссёр Иосиф Хейфиц)

И это при том, что Саввина на тот момент была непрофессиональной актрисой, а "Дама с собачкой" стала для неё дебютом в кино. Алексей Баталов случайно увидел её в спектакле "Такая любовь" любительского студенческого театра МГУ – Саввина по первому образованию журналист. Игра "дилетантки" настолько поразила звезду советского кино, что Баталов сразу понял, кто должен быть его партнёршей в "Даме с собачкой". Именно по его рекомендации режиссёр Хейфиц рискнул и утвердил "любительницу" на главную женскую роль.

Сцена с дилижансом. Кадр из фильма "Дама с собачкой" (1960, режиссёр Иосиф Хейфиц)

Впрочем, согласно воспоминаниям самой Саввиной, в некоторые моменты совместной работы Баталов выражал шутливое сожаление о том, что поспособствовал участию Ии в картине:

В "Даме с собачкой" прославленный оператор Москвин из-за сердечного приступа не успел снять натуру и выстроил уличную сцену в павильоне - лучше всякой натуры. Я в дилижансе, сцена с Баталовым. Баталов говорит: сейчас я тебе прочту стихи, которых ты не знаешь. И начинает: "Из-под гребня тяжелого смотрит женщина в шлеме, запрокинувши голову вместе с косами всеми". Я, продолжая: "А на улице жаркая ночь сулит непогоду, и расходятся, шаркая, по домам пешеходы"... Он - Хейфицу: "Уберите эту сволочь из дилижанса, я не буду сниматься!" Сразить меня Пастернаком не вышло.