При словосочетании "государственный заказ" (обычно сокращённо "госзаказ") отечественные либералы из сферы искусства традиционно падают в обморок. Немедленное расстройства чувств посещало их все постсоветские годы вплоть до начала СВО – принято было считать, что государства не может ничего хорошего заказать "мастерам культуры", а те не могут в таком случае ничего талантливого создать.
В том, что это очередной либеральный миф, убедиться можно на множестве примеров – начиная от комедийного педагогического фильма "Большая перемена" и заканчивая эпохальной экранизацией романа Льва Толстого "Война и мир". Ещё одним доказательством, что произведение на значимую социальную тему может стать настоящей художественной удачей является картина Станислава Ростоцкого "Дело было в Пенькове" (вышла на экраны в феврале 1958 года).
Главные героини истории, Тоня и Лариса. Кадр из фильма "Дело было в Пенькове" (1958, режиссёр Станислав Ростоцкий)
Деревенский любовный треугольник
Возможно, соседство в рамках одного предложения названия фильма "Дело было в Пенькове" и понятие "госзаказ" покажется кому-то непонятным. О каком заказе со стороны государства может идти речь, когда сюжет ленты весьма сомнителен с точки зрения морали тех лет?
В самом деле – фильм рассказывает о том, как в деревню по распределению приезжает девушка-зоотехник Антонина (Тоня) (роль исполнила Майя Менглет). Молодой специалист, вчерашняя выпускница института, почти сразу оказывается стороной любовного треугольника с участием местного тракториста Матвея (первый значимый успех в кино Вячеслава Тихонова) и дочери председателя колхоза Ларисы (Светлана Дружинина). Любовная драма заканчивается уголовной статьёй и отбытием Матвея в места не столь отдалённые.
Фильм о втором шансе на правильную жизнь
А вот как раз с этим местами, которые в русском языке являются одним из обозначений тюремного заключения, и связан государственный заказ. Работа над картиной началась в 1956 году – в те годы тюремная тематика была для советского общества весьма актуальна. После смерти Сталина руководство страны объявило массовую амнистию для заключённых. Под неё попали около 1,3 миллиона человек. И этих людей нужно было как-то, выражаясь современным языком, социализировать, дать им стимул начать новую жизнь.
Герой искупил свою вину и получил шанс начать жизнь заново и правильно. Кадр из фильма "Дело было в Пенькове" (1958, режиссёр Станислав Ростоцкий)
С этой точки зрения судьба главного героя ленты "Дело было в Пенькове" Матвея весьма показательна. Всё указывает на то, что персонаж Вячеслава Тихонова был одним из тех, кто вышел на свободу именно по этой амнистии – с учётом того, что освобождались лица, осуждённые не более чем на 5 лет. Преступление Матвея было не настолько значительным, чтобы суд приговорил его к более серьёзному сроку.
Финал картины, в котором герой возвращается в родную деревню, где его ждёт жена и сын, которого он ещё и не видел, был призван дать надежду. Надежду на новую, честную жизнь для всех тех, чья судьба была схожа со злоключениями бедового тракториста.
Как написанная в последний момент песня стала народной
Но если оптимистичная сюжетная линия соответствовала государственным установкам, то почему же фильм не сразу утвердили в прокат?
Сложностей с приёмкой ленты хватало с эстетически-вкусовой точки зрения – так, деревенских персонажей играли Тихонов и Дружинина, которые обладали "слишком интеллигентной" внешностью. Однако главной причиной смущения для редакторов была тема любовного треугольника и возможной супружеской неверности. Тема, получившая своё выражение в главной музыкальной теме фильма и песне, ставшей по-настоящему культовой.
Вячеслав Тихонов исполняет песню под гармонь – но знаменитой и поистине народной стала другая композиция из этой кинокартины. Кадр из фильма "Дело было в Пенькове" (1958, режиссёр Станислав Ростоцкий)
Романтические хитросплетения и душевные терзания главных героев гениально выразила песня "Огней так много золотых…" ("А я люблю женатого"), написанная композитором Кириллом Молчановым на стихи Николая Доризо. Причём строки, столь гармонично сочетающиеся с сюжетом, были сочинены ещё в 1953 году.
Поэт Николай Доризо первоначально написал для "Дело было в Пенькове" одну песню – "От людей на деревне не спрятаться", которую в фильме спел Вячеслав Тихонов. И только уже после окончания работы над картиной он вспомнил о своём "аморальном стихотворении" про женскую любовь к женатому мужчине, которую никак не мог никуда пристроить. Уговорив композитора Молчанова сочинить на стихи мелодию (что было сделано в считанные минуты), Доразо убедил Ростоцкого и киноначальство дополнить фильм ещё одной песней. И не ошибся – композиция "Огней так много золотых…" не только украсила собой киноленту, но и стало самостоятельным "народным" произведением.