Фильмами, которые обернулись кассовыми провалами (их прокат обернулся убытками), в Голливуде никого не удивишь. Такова оборотная сторона этого бизнеса – и Брюс Уиллис до недавних пор мог бы немало рассказать об этом на примере "Гудзонского ястреба".
Другое дело, что редко коммерческие неудачи столь же оглушительны, как в случае с комедийным вестерном "Дикий, дикий Запад" (1999, режиссёр Барри Зонненфельд). Катастрофа была не то что заранее очевидной – но эффект от неудачи этого фильма оказался весьма примечательным.
Кадр из фильма "Дикий, дикий Запад" (1999, режиссёр Барри Зонненфельд)
Вот что могло пойти не так?
Да, когда производство фильма обходится в 170 млн долларов, а его рекламная кампания стоит ещё 50 млн, собранных в мировом прокате 222 миллиона долларов оказывается явно недостаточно. Ведь для хотя бы формального "выхода в нуль" картине нужно было бы собрать 440 млн (половина выручки остаётся у кинотеатров), и это ещё без учёта выплаты налогов. Так что убытки кинокомпании Warner Bros. составили, по самым приблизительным подсчётам, около 100 млн в американской валюте.
Предсказать такое, конечно, было трудно. Сюжет фильма – приключения на Диком Западе двух охотников за приключениями и деньгами (и немного – защитников справедливости) – основан на одноимённом британском телесериале 1965-1969 годов, имевшем, пусть среди ограниченной аудитории, но всё-таки культовый статус.
Кадр из фильма "Дикий, дикий Запад" (1999, режиссёр Барри Зонненфельд)
В создании потенциального блокбастера участвовали люди, доказавшие свой профессионализм. Постановщиком проекта стал Барри Зонненфельд, на счету которого уже были удачная криминальная комедия "Достать коротышку" и чрезвычайно успешный фантастически-комедийный боевик "Люди в чёрном".
Актёрский состав роскошный. В главных ролях – ставший суперзвездой благодаря тем же "Людям в чёрном" Уилл Смит, который получит "Оскара" в 2022 году, и уже действующий оскаровский лауреат Келвин Клайн (получил золотую статуэтку в 1989-м). В образе главного злодея, то ли карикатурного, то ли зловещего чокнутого профессора без нижней части тела, выступил британский актёр и режиссёр Кеннет Брана, который уже в то время считался живым классиком. За женские чары и прелести отвечала Сальма Хайек, по сути повторившая своё легендарное амплуа из фильма Квентина Тарантино "От заката до рассвета", только безо всяких вампирских трансформаций.
"У победы тысяча отцов, поражение всегда сирота"
Это знаменитое выражение, наиболее известный вариант которого озвучил президент США Джон Ф. Кеннеди (хотя фраза известна ещё со времён Древнего Рима), настолько органично совпадает с судьбой фильма "Дикий, дикий Запад", что становится даже не по себе.
Кадр из фильма "Дикий, дикий Запад" (1999, режиссёр Барри Зонненфельд)
Картина получилась настолько несуразной и нелепой, что заслуживает удивления, почему в 2000 году она получила лишь пять антипремий "Золотая малина" – в категориях "худший фильм", "худший режиссёр", худшая экранная пара" (Клайн и Смит), "худший сценарий" и "худшая песня". По какой причине фильм не получил заслуженного вознаграждения в номинациях "худшая мужская роль" (Клайн), "худшая женская роль второго плана" (тоже Клайн – изрядную часть фильма он предстаёт в женском наряде и с дурным "а-ля женским" голосом) и "худшая мужская роль второго плана" (Брана), до сих пор остаётся загадкой.
И тут началось настоящее светопреставление – практически каждый из причастных к созданию "Дикого, дикого Запада" киношников попытался выразить презрение к собственному детищу.
Кадр из фильма "Дикий, дикий Запад" (1999, режиссёр Барри Зонненфельд)
"Я тут ни при чём" – девиз соучастников по фильму
Звезду оригинального одноимённого сериала Роберта Конрада фактически вынудили сыграть камео-роль в картине 1999 года, хотя сразу после прочтения сценария он отказывался. Актёр отомстил, придя на церемонию вручения "Золотой малины" (редчайший в те годы случай) и лично поднимаясь на сцену за тремя антипремиями.
Уилл Смит ради этого проекта отказался от главной роли, которую сперва именно ему предложили тогда ещё братья Вачовски в своём фильме "Матрица" (возможно, Киану Ривз, сыгравший в итоге Нео, до сих пор периодически посылает Смиту благодарственные письма и подарки). Так что он предпочёл просто не вспоминать больше словосочетание "Дикий, дикий Запад".
С разными словами негодования в адрес фильма выступил едва ли не весь актёрский состав. Сальма Хайек уверена, что её героиня заслуживала больше экранного времени. Келвин Клайн откровенничал, что такой актёр, как он, слишком хорош для такого "помойного фильма". Исполнитель одной из второстепенных ролей Тед Ливайн обвинил в провале Уилла Смита, который, по его мнению, категорически не вписался в образ.
Сценаристы картины заверяли всех, что изначальная версия сценария была отличной – но постоянные сюжетные изменения и в особенности масштабные пересъёмки (после тестовых показов было решено добавить в фильм комедийных моментов) погубили оригинальный замысел. И даже режиссёр Барри Зонненфельд утверждает, что снимал-то он другой фильм, а получилось то, что получилось.
В итоге классическая анекдотическая картина – оказывается, никто не виноват в провале "Дикого, дикого Запада"…