"Гудзонский ястреб" – фильм, который беспощадно растоптали в США, но полюбили в России

ФОТО: TriStar Pictures/Globallookpress
ФОТО: TriStar Pictures/Globallookpress

"Гудзонский ястреб" (1991) – фильм с Брюсом Уиллисом в главной роли, который беспощадно растоптали в США, но полюбили в России "эпохи VHS-кассет".

Причудливая всё-таки штука – кино. Один и тот же фильм может восприниматься как ужасный или замечательный в различные времена или в разных странах. Именно такая судьба постигла авантюрную комедию Майкла Леманна "Гудзонский ястреб" (1991) – для Голливуда 30-летней давности это был один из главных провалов, тогда как в России 1990-х зрители "эпохи VHS-кассет" просто обожали этот фильм.

Брюс Уиллис и Энди Макдауэлл на летательном аппарате конструкции Леонардо Да Винчи. Кадр из фильма "Гудзонский ястреб" (1991, режиссёр Майкл Леманн). ФОТО: KPA/Globallookpress

Разгадка популярности этого проекта в нашей стране лежит на поверхности – главную роль, обаятельного взломщика Эдди по прозвищу "Гудзонский Ястреб", исполнил Брюс Уиллис. А сравниться с этим актёром по искренней народной любви отечественного зрителя в те годы мог мало кто из звёзд Голливуда. Тем более, что в этой картине Уиллис предстал в своём фирменном амплуа, которое и принесло ему первую славу – очаровательный пройдоха с вечной ухмылкой на лице и крепкими кулаками наготове. Этакая смесь его самых известных ранних персонажей – Дэвида Эддисона из комедийного сериала "Детективное агентство "Лунный свет" и полицейского Джона Макклейна из франшизы "Крепкий орешек".

Без прибыли успеха в Голливуде не видать

А вот с причинами катастрофической неудачи "Гудзонского ястреба" в США дело обстоит несколько сложнее. На первом месте в Голливуде всегда финансовый фактор – и здесь фильм Майкла Леманна действительно провалился. Первоначальный бюджет в 42 миллиона долларов был превышен уже в ходе съёмочного процесса – сказалась непродуманная логистика.

Вместо того, чтобы постараться снять как можно больше сцен в Штатах, продюсеры согласились на дорогостоящие переезды едва ли не по всему миру. В итоге фильм снимался в пяти точках планеты – в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе (а ведь это разные побережья США, разделённые тысячами километров), Лондоне, Риме и Будапеште. Ппо окончании съёмок расходы составили 51 миллион долларов. С учётом затрат на рекламную кампанию бюджет "Гудзонского ястреба" вырос до 65 миллионов. С учётом того, что заработал фильм всего около 17 миллионов долларов, неудивительно, что он стал последним для кинокомпании TriStar – убытки оказались фатальными, студия была поглощена конкурентами.

Каждый должен заниматься своим делом?

А тут ещё в негативную сторону сыграла и чрезвычайная творческая активность Брюса Уиллиса. Мало того, что находящаяся на взлёте звезда Голливуда заняла в проекте центральное место – так Уиллис ещё и выступил одним из сценаристов. Кроме того, он почувствовал в себе некоторые режиссёрские задатки и постоянно предлагал новые решения прямо во время съёмок.

Брюс Уиллис. Кадр из фильма "Гудзонский ястреб" (1991, режиссёр Майкл Леманн).ФОТО: TriStar Pictures/Globallookpress

В итоге качество "Гудзонского ястреба" показалось американской публике слишком низким – и фильм удостоился целой россыпи номинаций на антипремию "Золотая малина". В 1992 году картина получила три этих сомнительных приза – как худший фильм, за худшую режиссуру и сценарий. При этом голливудские киноманы не успокоились даже спустя 9 лет – и в 2000 году номинировали ленту на звание "Худшего фильма десятилетия".

Не всё так плохо, как может показаться

Хотя на самом деле за "Гудзонского ястреба" обидно. Лёгкая игривая история о том, как обаятельный вор оказывается втянут в авантюру глобального масштаба с гениальным изобретением Леонардо Да Винчи, которое хотят использовать в нехороших целях, смотрится на одном дыхании. Да, фильм не блещет выдающимися креативными находками – но подобное в данном жанре вообще большая редкость.

Брюс Уиллис и Энди Макдауэлл. Кадр из фильма "Гудзонский ястреб" (1991, режиссёр Майкл Леманн). ФОТО: TriStar Pictures/Globallookpress

К тому же неловко за отличных актёров. Помимо Брюса Уиллиса в этой картине сыграла Энди Макдауэлл, к которой, впрочем, у критиков практически не нашлось претензий. Причём она попала в проект в качестве "запасного игрока". На роль Анны, "любовного интереса" главного героя, была утверждена актриса Изабелла Росселлини. Представительница легендарной кинематографической династии даже успела отработать несколько дней – но затем у исполнительницы возникли проблемы со спиной.

Быстро поставить на ноги Росселлини не удалось – и тогда её заменила Макдауэлл. К счастью, причастность к обруганному фильму не помешала карьере Энди – спустя пару лет она исполнила главные роли сначала в культовой картине "День сурка", а затем в международном хите, мелодраме "Четыре свадьбы и одни похороны".

Одри Хепбёрн в фильме "Римские каникулы" (1953, режиссёр Уильям Уайлер). ФОТО: Cinetext Bildarchiv/Globallookpress

Ещё один малоизвестный факт относительно актёрского состава "Гудзонского ястреба" – в фильме могла сыграть свою последнюю роль легенда мирового кино Одри Хепбёрн.

По первоначальному сценарию, главным отрицательным персонажем был мужчина – однако режиссёру показалось, что антагонист-женщина придаст сюжету утончённость. Тем более, что значительная часть событий разворачивается в Италии. А какая голливудская звезда ассоциируется с Италией? Правильно – Одри Хепбёрн и её великий фильм "Римские каникулы".

Продюсеры "Гудзонского ястреба" даже начали переговоры с Хепбёрн, однако диалог зашёл в тупик, от этого варианта пришлось отказаться. В итоге по предложению Брюса Уиллиса сценарий переписали так, что появился дуэт злодеев, Дарвин и Минерва Мэйфлауэр.