Игорь Петренко заслуженно считается одним из самых популярных отечественных актёров не просто последних лет – всего, пусть и пока далёкого даже от середины, XX века.
Сын советского офицера, родившийся в 1977 году в Западной Германии, шёл к актёрскому призванию непростыми путями. В "лихие 1990-е" юный Петренко угодил в криминальную историю и даже некоторое время пробыл в заключении. Однако стоило только студенту Щукинского театрального училища попасть на экран, как сразу стало ясно – Игорь рождён быть артистом. Причём в первую очередь киноактёром, уж слишком явно его "любила" кинокамера.
Уже в 2001 году вторая его работа, в мелодраматическом ретро-сериале "Московские окна", принесла Петренко первую известность. Последовавшие же вскоре главные роли в картинах "Звезда" и "Водитель для Веры" окончательно сделали Игоря одним из самых востребованных как зрителем, так и режиссёрами артистов.
С тех пор Петренко снялся в более чем 70 проектах, причём самых разноплановых – это и Печорин в "Герое нашего времени", и Андрей из "Тараса Бульбы" (где его брата сыграл Владимир Вдовиченков), и Шерлок Холмс в одноимённой телеверсии приключений знаменитого сыщика образца 2013 года, и воин Варяжко из исторического блокбастера "Викинг", и полковник ФСБ из так не понравившегося отечественным либералам детективного сериала "Спящие"…
С этой роли началась известность Игоря Петренко. Кадр из сериала "Московские окна" (2001, режиссёр Александр Аравин)
Предлагаем вашему вниманию 10 цитат Игоря Петренко.
О детстве
Меня воспитала жизнь. Большое влияние на меня произвел двор, люди, с которыми я там общался, военные люди. Из пластинок – "Алиса в стране чудес", "Красная шапочка". Я слушаю, на каком уровне были эти пластинки, какой подход к ним был, и я бы рекомендовал именно те пластинки.
О долге офицера
Мне как человеку из семьи офицера очень понятна и знакома "пропитка" людей, которые застали еще советское время. Вопросов там нет никаких! Есть такое понятие – долг! Воин – это защитник в первую очередь! И он априори готов пожертвовать своей жизнью ради того, что он защищает или кого он защищает.
А вот после этой картины Петренко стал настоящей звездой. Кадр из фильма "Водитель для Веры" (2004, режиссёр Павел Чухрай)
О кино
Мы живем в такое время, когда кино — не актерское и даже — не режиссерское. Сейчас кино продюсерское. И у него очень жесткие рамки. Мало какие режиссеры могут себе позволить, находясь в этих рамках, подумать, порепетировать, что-то поискать на площадке. То, что раньше снимали за четыре дня, сегодня снимают за один. Свет поставили, быстренько развели сцену и дальше "побежали". Мне повезло — когда я только вышел из института, мне удалось поработать с режиссерами, которые искали, направляли.
О дискомфорте в профессии
Я глубокий интроверт по натуре. Сам не знаю, как существую в своей публичной профессии. Я достаточно дискомфортно себя ощущаю на съемочной площадке. Выйти на нее для меня каждый раз небольшой подвиг — приходится преодолевать стеснение. Иногда под какое-то настроение, под кураж, я могу ощущать себя нормально в центре внимания. Быть на высоте мы все любим. Но в целом, я никогда к этому не стремлюсь. Обычно я выхожу на площадку и думаю — вот сейчас сто человек стоят и смотрят, а тебе надо выйти и играть, изображать кого-то, притворяться. Это странное ощущение.
Игорь Петренко – в роли Печорина. Кадр из телефильма "Герой нашего времени" (2006, режиссёр Александр Котт)
О любви
Любовь, что это такое? Как её играть? Непонятно. Можно сыграть ненависть, злость, хитрость, доброту, а любовь сыграть очень сложно. Вот что нужно сделать для того, чтобы сказать: "Вот этот человек влюблён?". Непонятно, потому что у каждого человека своя влюблённость и свои проявления.
О личности актёра
Я считаю, для актера должно быть минимум информации, минимум личности, потому что его задача - создавать образы, и его "я" не должно доминировать в восприятии этих образов. Есть много примеров, когда артист своими поступками и высказываниями создает настолько резонансный и большой пенистый образ, что когда ты начинаешь смотреть кино, задача режиссера - отвлечь зрителя, там не должно быть никаких индивидуальностей, скажем так, житейских.
Шерлок Холмс – это не только Василий Ливанов. Кадр из сериала "Шерлок Холмс" (2013, режиссёр Андрей Кавун)
О проблемах нынешних детей
Мы так старались убежать от деревянных игрушек, не понимая, что мы сами себя погружаем в этот нескончаемый объем информации. Мы начинаем меньше фантазировать, меньше работает воображение, потому что нам все визуализируют. У нас образность мышления начинает меняться, потому что информацию обрабатываем совсем по-другому. Нужно учиться фантазировать, мыслить, мечтать, представлять. Когда ты смотришь в телефон, ты просто считываешь информацию, и все.
О секретах отдыха и восстановления
В первую очередь - сон. Сон лечит много недугов и особенно психологически нужно высыпаться. Люблю выезжать на природу, мы дружны с жителями деревни Федора Конюхова, и когда есть возможность приехать туда, отвлечься, переключиться, почувствовать контакт с землей, лесом, с тишиной - это главное для меня.
Кадр из фильма "Небо" (2021, режиссёр Игорь Копылов)
О выборе ролей
Сомнения всегда есть. Редко когда бывает, что ты не сомневаешься и сразу соглашаешься на съемки. Но это обычно касается в основном вымышленных и фантазийных историй, и, может быть, не таких ответственных, как эта. Ты просто читаешь сценарий и думаешь: "Ой, как интересно!".
Об артистах и актёрах
Я больше не артист, как мне кажется, а именно актер. Артист — это человек, который работает и выступает на публику. А актер для меня — это задача создать образ, найти суть, докупаться до истины и донести все это до зрителя. Когда ты это понимаешь, то ты осознаешь, что занимаешься своим делом, скажем так.