"Никогда не встану в стройный ряд серых людей" – цитаты Владимира Вдовиченкова

ФОТО: Ekaterina Tsvetkova/Globallookpress
ФОТО: Ekaterina Tsvetkova/Globallookpress

Владимир Вдовиченков пришёл в отечественное кино в достаточно зрелом для актёра возрасте - но практически сразу сумел занять среди артистов своё, особое место. Так что он не без основания может сказать о себе - "Никогда не встану в стройный ряд серых людей".

Число сыгранных Владимиром Вдовиченковым ролей в кино и на телевидении уже достигло 80 – а ведь свою карьеру народный артист России начал в довольно поздние по нынешним меркам 28 лет.

Он и во ВГИК поступил в совсем не мальчишеском возрасте, в 26. Вдовиченков по внешнему типажу и темпераменту замечательно отразил человека не только "из народа", но и из "лихих 90-х". Не случайно после первых эпизодических ролей вроде охранника в фильме "Внучка президента" (1999) или рядового в сериале "Граница. Таёжный роман" (2000) (всё-таки сказались 4 года службы на флоте) Вдовиченков обрёл всенародную славу благодаря образам рисковых людей из "Бригады" и "Бумера".

Однако довольно быстро стало ясно, что Владимир актёр куда более широкого творческого диапазона, нежели предполагает криминальная тематика. Верный Родине и вере казак Остап из "Тараса Бульбы", офицер из "Белой гвардии", космонавт из "Салюта-7" и архетипический отец той самой "эпохи 90-х" из фильма "Батя" – в этих и многих других ролях Вдовиченков предстаёт в различных амплуа.

Владимир Вдовиченков. Фото: Ekaterina Tsvetkova/GLOBALLOOKPRESS

Представляем вашему вниманию наиболее примечательные цитаты Владимира Вдовиченкова.

О детстве

Я подростком мог гулять по улице до 12 часов, и мне никогда не приходило в голову, что может что-то случиться. Я все свое детство знал: если кто-то поступил плохо, можешь набить ему морду и будешь абсолютно прав, тебя никто не осудит. Если человек украл, кого-то обидел, можно смело его наказать. 

Об эпохе 1990-х

В 90-е годы была большая безработица, криминалом мне не хотелось заниматься, потому что так называемые крутые парни — это просто быдло, самая гнилая пена, которая всплыла. Во все периоды лихолетий все дерьмо всплывает в одну секунду. Мне в детстве говорили, что людей обижать плохо. А в 90-е годы все, чем занимались люди, — это обижали друг друга как можно больнее, сильнее и злее. Поэтому не хотелось заниматься криминалом, хотелось просто жить хорошо. 

О начале актёрского пути

Я не хвастаюсь, но человек чувствует, в чем его сила, где может сложиться. Я позвонил во ВГИК, мне говорят: "Приезжайте". Как только приехал, через секунду понял, что вся кафедра моя. И декан, и педагоги-женщины, увидев меня, хором сказали: "Такой — к нам!". Ко мне даже при поступлении подошел декан и сказал: "Володя, будете писать сочинение, возьмите эту тему, в середине попроситесь в туалет, во второй кабинке за бачком лежит сочинение, вам написанное, а я отвлеку педагога". Просто в девяностые мужчины на актерский не шли. Их не было — либо убили на улице, либо в ментах, либо в бандитах, либо уехали, сбежали. Артисты тогда действительно были нищими.

Об особенностях образования

Если ты учишься на актерском и хорошо играешь, всем плевать, грамотно ли ты пишешь и знаешь ли, кто такой Юлий Цезарь или Калигула.

Сергей Безруков и Владимир Вдовиченков. Кадр из сериала "Бригада" (2002, режиссёр Алексей Сидоров)

Об актёрских типажах

Актеры проживают разные этапы. Если по-армейски, то у нас тоже есть определенная градация. Сначала я снимался в клипе у Дельфина, играл в эпизодах в кино. Был солдатиком. Потом стали предлагать роли побольше, и я стал лейтенантом. Потом майором, полковником. Мне повезло, у меня сразу были "Бригада", "Бумер". Быстро вырос. Но, по сути, от лейтенанта до полковника ты играешь роли про себя. А генерал — уже функция, типаж, не хочется им становиться, ведь пока ты еще полковник, на тебя еще делается ставка. Но играть роли "про себя" тоже надоедает. 

Об актёрах-детях…

Считается, что детей нельзя переиграть [в актёрском плане]. Да не надо переигрывать! Не надо ничего играть, надо так же существовать, как они.

… И просто о детях

Никогда нельзя считать, что ребенок глупый, что несет фигню. Надо ребенку с детства столько любви загрузить в чемоданчик, чтобы, когда ему будет тяжело, он таблеточку этой любви вынимал, проглатывал и спасался. И чтобы этих таблеток ему хватило на всю жизнь, и он даже поделиться с кем-то мог. Все детство детей нужно грузить любовью. Дети, кстати, — хорошее мерило тому, что ты делаешь. К сожалению, мне приходилось сниматься в тех фильмах, которые я боюсь им показывать. И оправдаться нечем. Они могут прийти и спросить: "Папа, а это зачем?". И что ответить? Что совсем не было денег?

Кадр из фильма "Тарас Бульба" (2009, режиссёр Владимир Бортко)

О пользе самомнения для актёра

Каждый артист может чувствовать, что он в чем-то лучше, в чем-то особенно талантливый и незаменимый... Ты должен ценить то, что тебе дано, и дарить это людям. Если не даришь, это у тебя отберут. У меня была однокурсница, гениальная актриса, все мечтали с ней играть отрывки. Потом она почему-то забила на это, расслабилась, и ее в итоге сняли с дипломного спектакля за профнепригодность. То, что она делала, стало вдруг таким плохим и беспомощным, что прямо ах. Как будто кто-то забрал у нее умение этим пользоваться. Это очень важный момент. Поэтому нельзя себя унижать.

О трюках и каскадёрах

Конечно, я могу и трюки сделать. Мы с Гошей Куценко даже получили премию MTV "За лучшую драку" в фильме "Параграф 78". Но ее снимали без трюкачей три дня, и после этого я с сотрясением мозга в больнице лежал. Поэтому каскадеры — это правильно. Особенно если учесть то, что в 90 процентах случаев ты трюк сделаешь хуже, чем профессионал. Это галочка для самомнения: кое-как, но я сделал это сам. Ну и что? Где художественная ценность того, что ты сделал? Зрителя нужно иногда обманывать.

О безрассудстве

Мое безрассудство в нежелании верить в то, что годы идут, и жизнь никогда не будет такой, как раньше. И я не хочу верить в то, что завтрашний день будет еще хуже, чем вчера. Я безрассудно кидаюсь в эту жизнь и пытаюсь жить полной жизнью — так, как пять, десять, 20 лет назад. И буду бороться и сопротивляться всеми силами, и никогда не встану в стройный ряд серых людей, которые ждут своей очереди за чем-то.

Кадр из фильма "Батя" (2021, режиссёр Дмитрий Ефимович)

О чудесах

Я считаю чудом людей, меня поразивших, на меня повлиявших. И даже необязательно с ними встречаться. Например, педагог и писатель Януш Корчак, который писал сказки для детей про Короля Матиуша и руководил домом сирот для еврейских детей. Он потом с ними был в лагере смерти, там же и погиб. Он шел в газовую камеру с детьми на руках и рассказывал им сказки.

О жизни

Жизнь коротка. Смотришь, а осталась, наверное, треть от того, что уже прожито. Ну, максимум половина. Надо дорожить каждым днем, каждым мгновением, научиться летать. Не знаю, что будет завтра, жизнь может закончиться в один момент. А мы все живем с ощущением черновика. А его нет. Только чистовик, и эта тетрадка-то заканчивается, уже посматриваешь, сколько страниц осталось.

О мечте

У меня мечта, чтобы был большой сад, допустим, вишневый. Чтобы деревья цвели, чтобы был стол, чтобы можно было пить чай или водку, купаться в озере, загорать, ловить рыбу. Чтобы приезжали дети, внуки, с ними заниматься. Как говорят: хороший дом, красивая жена — что еще нужно человеку, чтобы встретить старость?