"Доверяю только интуиции - и она меня ни разу пока не подвела" - цитаты Юрия Яковлева

ФОТО: Pravda Komsomolskaya/Globallookpress
ФОТО: Pravda Komsomolskaya/Globallookpress

Юрий Яковлев прожил непростую как в творческом, так и в личном плане жизнь. Однако у знаменитого русского актёра были все основания быть довольным судьбой: "Доверяю только интуиции - и она меня ни разу пока не подвела".

Выдающийся русский актёр Юрий Яковлев (1928-2013) на склоне лет признавался, что доволен тем, как сложилась его жизнь – личная и творческая.

Причём нельзя сказать, что на обоих "направлениях" жизнь народного артиста СССР складывалась совершенно безоблачно. Называвший самого себя "очень влюбчивым", Юрий Васильевич был трижды женат. А руководство театра имени Вахтангова, где он служил долгие годы, неоднократно получало анонимные письма с жалобами на сомнительное поведение и моральный облик артиста.

Актёрская судьба также приготовила Яковлеву сюрприз. Казалось бы – один из главных красавец отечественного кино, актёр, довольно рано ставший известный, блестяще сыгравший в таких разноплановых фильмах, как "Идиот", "Гусарская баллада", "Иван Васильевич меняет профессию", "Анна Каренина", "Кин-дза-дза!" и многие другие. Чем тут быть недовольным?

"Двойной" Юрий Яковлев. ФОТО: Zamir Usmanov/Globallookpress

Однако с 1976 года и до конца жизни Яковлева "преследовала" одна роль – Ипполит из "Иронии судьбы или С лёгким паром!". Довольно быстро актёр возненавидел этого персонажа, которого ему "припоминали" буквально при каждой встрече со зрителями.

Тем не менее, Юрий Яковлев имел все основания быть довольным своей жизнью – и его цитаты тому свидетельством.

О планах молодости

Я в молодости, по примеру старшего двоюродного брата, собирался поступить на факультет международных отношений университета. Уже накупил учебников по дипломатии, языком стал заниматься. Но вдруг (до сих пор не знаю откуда) появилась тяга к лицедейству. Мне все время хотелось кого-то изображать.

Об архитектуре

Сначала я хотел быть архитектором. Я же москвич коренной. С давних пор полюбил смертельной любовью раз и навсегда Москву и до сих пор считаю, что лучше города нет. Но его, к превеликому сожалению, в последние годы максимально, насколько было возможно, испортили, буквально изувечили. А ведь даже во время войны ухитрились сохранить его, с ним тогда ничего не случилось.

Об актёрстве

Да, актерство - это болезнь. Можно заразиться, только вдохнув запах кулис. И заболеть на всю жизнь.

Кадр из фильма "Идиот" (1958, режиссёр Иван Пырьев)

Об аварии

В мае 1961 года мы с Катей [Екатерина Райкина – вторая супруга актёра] отправились на гастроли в Ленинград. После бессонной ночи я задремал за рулем, и машина съехала в кювет. Удар, потеря сознания… Очнулся в воде. К счастью, жена почти не пострадала: поцарапалась, да ногу ушибла. А у меня – сотрясение мозга и трещина в ключице! Санитары "скорой помощи", взглянув на нашу машину, долго удивлялись, что мы так легко отделались!

О свободе

Свобода — это отнюдь не вседозволенность. Она — ответственность перед культурой, которая формирует мировоззрение человека, и к ней это относится в самой большей степени. А мы понимаем демократию как отсутствие созидательных идей, отсутствие этики, воспитания нравственности и вкуса. Как зачёркивание и поругание отечественных традиций, отречение от своих святынь.

Об оценке актёров

Актеры делятся на хороших и средних. Плохих просто не бывает. Плохой актер — это уже не актер.

О локтях

По природе своей я не борец. Не умею пробиваться в жизни, расталкивая всех локтями. Поэтому и не научился защищаться от подлости и предательства.

О жажде славы

 Дело в том, что Пастернак знаменитые слова "Быть знаменитым некрасиво" говорил о себе. Он вообще был весьма критичен в отношении своего творчества. Актерство - это другое. Это публичная профессия. Все мы тщеславны. И если кто-то говорит, что ему слава не нужна и что он не хочет быть знаменитым, - это чистой воды лукавство!

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (1975, режиссёр Эльдар Рязанов)

О роли в "Иронии судьбы"

Я в эту историю абсолютно случайно влип, и на всю жизнь. На Ипполита был утвержден Олег Басилашвили, но по ряду причин он не смог сниматься, и Эльдар судорожно, в пожарном порядке предложил сниматься мне. И я как-то очень неожиданно в это влез, как в ванну под душ, таким же образом. Я совершенно не предполагал, что эпизодная роль Ипполита будет иметь такой успех… Я этот фильм уже не могу смотреть.

Об уме

Неправду говорят, что актеру можно и не быть умным и образованным.

Об интуиции

Думаю, мною руководит не разум, не сердце, а именно интуиция. Я доверяю только ей - и в жизни, и в работе над ролями, и она меня ни разу пока не подвела. Мне почти все приходило во сне - решение спектаклей, ролей... Я интуитивно понимал: надо иначе идти. Другой дорогой. Сейчас направо, а потом сразу за угол

О страхе сцены

У меня страха сцены нет, это по-другому называется: я дико волнуюсь. Ничего не могу с собой поделать. Единственный спектакль, перед которым никогда не волновался, – это "Принцесса Турандот".

О работе с режиссёрами

Я никогда не спорил. Если режиссер мне делал замечание, я говорил: хорошо, понял вас, постараюсь. И делал по-своему. И если режиссер не был дураком — а таких мне почти не попадалось (за исключением одного), — он все понимал и говорил: стоп, вот так, Юрий Васильевич, спасибо.

Кадр из фильма "Кин-дза-дза!" (1986, режиссёр Георгий Данелия)

О "звёздах"

У  нас бесконечные "великие, гениальные, звёзды", просто куда ни глянь — всюду звёзды! Звёздные дорожки с отпечатками "великих" рук, бесконечные премии с разными названиями… И в этой гремящей славословием и бряцанием наград пустоте оказалось, что времена тут ни при чём — кто был художником, невзирая на времена, кто по сути художник — тот им и остался.

О современной жизни

Хочу книжки читать, телевизор смотреть — только выборочно. Потому что устал от показов дико неустроенной нашей жизни. Смерти, убийство, воровство в государственных масштабах — всё на экране, я уже даже не могу этим возмущаться. Душа стала пустой. То, что показывают, — полная катастрофа. Возможно, всё это есть, но зачем смаковать?