Вестерн "Джанго освобождённый" (2012) стал самым крупнобюджетным проектом в карьере Квентина Тарантино (производство обошлось в 100 миллионов долларов). Однако примечателен фильм не коммерческими показателями, а художественными достоинствами, одним из которых стала харизматичная отрицательная роль Леонардо Ди Каприо.
Дело дошло до того, что сам Тарантино открыто признался, что сыгранный Ди Каприо американский рабовладелец середины XIX века Кэлвин Кэнди стал первым персонажем, которого режиссёр придумал – и при этом безоговорочно ненавидит. Чем же так не угодил Квентину придуманный им Кэнди, помимо того, что не знал разницы между двумя древними египетскими царицами – Нефертити и Клеопатрой?
Такого персонажа действительно легко возненавидеть – Леонардо Ди Каприо в роли Кэлвина Кэнди. Кадр из фильма "Джанго освобождённый" (2012, режиссёр Квентина Тарантино)
Многострадальная роль Ди Каприо
Нужно заметить, что войти в образ Кэнди, жестокого рафинированного рабовладельца, из лап которого пытаются вызволить жену главный герой фильма Джанго и его друг доктор Шульц, оказалось для актёра непросто.
Хотя бы по той причине, что при создании картины Леонардо дважды получила травму. Одна из них стала легендарной – в сцене, где Кэнди разоблачает своих гостей, прибывших за чернокожей рабыней, актёр должен был изобразить настоящее бешенство. При этом Ди Каприо изо всех сил стукнул по столу и порезал руку об осколок разбитого бокала. Однако артист не остановился и доиграл эпизод до команды "Стоп, снято!".
Четыре главных персонажа фильма "Джанго освобождённый" – в одном кадре (мужчины и лошади на заднем плане – не считаются). Columbia Pictures/Globallookpress
Вторая травмы менее драматична и потому малоизвестна – в ходе репетиции эпизода с молотком рукоятка инструмента сломалась и металлическая часть ударила актёра по голове. Так что во время съёмок молоток на всякий случай заменили на пластиковый. На фоне этих реальных, физических страданий Ди Каприо наверняка не испытывал особого эмоционального дискомфорта по поводу того, что в "Джанго освобождённом" он появляется на экране лишь спустя 63 минуты после начала, а его имя впервые с 1996 года оказалось в титрах не первым среди актёров.
Расист или тщеславный садист, пытающийся выглядеть интеллектуалом – что хуже?
Что касается причин ненависти Квентина Тарантино к своему "творению", то режиссёр не выделил одного мотива. Наиболее серьёзными недостатками Кэлвина Кэнди являются, с одной стороны, его расизм; с другой, попытка казаться или даже быть образованным интеллигентным человеком. По замыслу автора, именно старание сочетать в себе эти два противоположных качества и стремления делают персонажа Кэнди особенно отвратительным.
Кэнди объясняет рабу д'Артаньяну (назвал его в честь персонажа Дюма), что потерял из-за него 500 долларов – и теперь темнокожий умрёт. Кадр из фильма "Джанго освобождённый" (2012, режиссёр Квентина Тарантино)
Одним из свидетельств внимания Кэнди к последним научным достижениям того времени (действия фильма разворачивается в 1858 году) должно было стать его знакомство с понятием "ген", то есть носитель наследственной информации. Тут, правда, Тарантино перестарался и "подставил" ненавидимого им персонажа – Кэнди не мог щеголять подобной терминологией. Сама научная дисциплина "генетика" родилась спустя 8 лет, в 1866 году, когда были опубликованы первые работы Грегора Менделя. А уж слово "ген" в том самом значении стали использовать ещё полвека спустя.
Лженаука, в интересе к которой расист-садист был не одинок
А вот чем Кэнди действительно мог увлекаться, так это френологией – псевдонаучной дисциплиной, возникшей в начале XIX века и утверждавшей о наличии прямой связи между строением черепа человека и чертами его характера. Это была одна из линий научного познания – однако примерно во время событий "Джанго освобождённого" стали появляться свидетельства, что линия эта тупиковая. Впоследствии стало окончательно ясно, что теория о связи бугорков и ямок на черепе со склонностью к творчеству, криминальными наклонностями и чертами характера это антинаука. Френология была весьма популярной среди рабовладельцев Юга США, она давала возможность заявить, будто темнокожие предназначены для рабства самой природой.
Неудивительно, что Кэлвин Кэнди в фильме вспоминает о френологии и заявляет, что может найти на головах своих рабов ямочки, свидетельствующие о врождённой покорности. Удивительно другое – что ещё одним поклонником френологии был другой художественный персонаж, которого принято считать исключительно положительным.
"Вы не верите во френологию?" – такой вопрос именно с этим выражением лица мог задать Шерлок Холмс доктору Уотсону. Кадр из фильма "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" (1979, режиссёр Игорь Масленников).
Да, представьте себе – в качестве научной дисциплины воспринимал френологию великий сыщик Шерлок Холмс. Правда, он не интересовался ямочками на черепах афроамериканцев – его гораздо больше занимал человеческий интеллект. И именно связь между объёмом черепа человека, размером его мозга и интеллектуальными способностями, которую и "обнаружила" лженаука, считалась Холмсом очевидным и неоспоримым фактом. Пересмотрел ли Шерлок свои взгляды впоследствии, Артур Конан Дойл в своих рассказах не написал. Будем надеяться, что пересмотрел – а то слишком уж неприятным кажется сходство взглядов садиста-расиста Кэнди и любимого многими Холмса.