Михаил Иванович Пуговкин (1923-2008) получил звание народного артиста СССР лишь в 1988 году, к своему 65-летнему юбилею.
С одной стороны, в этом была очевидная несправедливость – обладавший природным комедийным дарованием и виртуозной актёрской техникой Пуговкин пользовался огромной зрительской любовью. Тот факт, что из сотни работ в кино у Михаила Ивановича практически не было главных ролей, является лишним свидетельством его таланта – ведь стать любимцем аудитории благодаря эпизодическим и второстепенным персонажем ещё сложнее.
С другой стороны, формальное признание заслуг Пуговкина было лишь приятным дополнением к его немалому вкладу в отечественный кинематограф. Выходец из простой крестьянской семьи, он начал сниматься ещё до Великой Отечественной войны – последний съёмочный день Пуговкина в картине "Дело Артамоновых" пришёлся на 22 июня 1941 года. Затем был фронт, тяжёлое ранение, чудом спасённая от ампутации нога – и блестящая творческая судьба. Судьба, в которой было плодотворное сотрудничество с мэтром советской комедии Леонидом Гайдаем (6 совместных картин), яркие и особенно любимые аудиторией роли в сказочных фильмах, и множество крылатых выражений, произнесённых персонажами артиста – от "Девчат" до "Свадьбы в Малиновке".
Кадр из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965, режиссёр Леонид Гайдай)
10 цитат Михаила Пуговкина.
О числе 13
Я доволен, что родился 13-го июля. Это число счастливое для меня и счастливое дважды. Дело в том, что один из моих внуков, а их у меня семеро, поддержал деда и тоже родился 13-го числа.
О прирождённом таланте
Я из крестьян в прямом смысле. В деревне Рамешки, Ярославской области [в настоящее время деревня находится на территории Костромской области], где я родился, родители никогда бы не поверили, что их Минька когда-нибудь станет народным артистом, о котором узнает вся страна. Хотя друзья и односельчане на сенокосах когда во время перекуров я строил им всякие смешные рожицы, прочили мне: "Быть тебе, Минька, артистом!". Те слова оказались пророческими, меня приглашали на деревенские праздники, свадьбы, где я охотно смешил гостей, плясал цыганочку, барыню, читал басни и т.д.
Об оптимизме
Я, наверное, оптимист, так как считаю оптимизм признаком неосведомлённости. А иначе бы совсем было тоскливо жить на этом свете.
О фронтовом ранении
В 1942 году, в августе под Ворошиловградом, был тяжело ранен в ногу. Началась гангрена. В полевом госпитале консилиум принял решение: "Ампутировать!". Я взмолился перед главным хирургом: "Доктор, отрежьте, что хотите, но сохраните ногу, мне иначе никак нельзя: я ведь в мирной жизни… артист!". И случилось чудо: главный хирург меня услышал, и началось терапевтическое лечение, долгое, мучительное, болезненное, но ампутации я избежал.
Кадр из фильма "Свадьба" (1944, режиссёр Исидор Анненский)
О фильме "Свадьба" (1944), ставшем поворотным в творческой судьбе
Мало кто знает, что на съемки "Свадьбы" я приехал еще с открытым фронтовым ранением на ноге. Так и плясал: уж очень хотелось сниматься. Во время съемок оператор остановил съемку, так как заметил на моей штанине кровавое пятно: дала знать о себе рана во время пляски. Отказываться от съемок я категорически отказался. Вызвали медиков. Рану обработали, вновь перебинтовали и я, сцепив зубы, еще более азартно доиграл сцену. Такое может только сделать человек в 20 лет … После этого меня стали приглашать на съемки.
О влюблённости в Крым
Я всегда любил Крым с первого знакомства с ним, когда в 1952 году снимался здесь в киноэпопее "Адмирал Ушаков" и впервые увидел и полюбил море, не могу надышаться прекрасным воздухом, насмотреться на окружающую красоту гор, парков, дворцов. В моем воображении, в прошлом паренька из далеких Рамешек в Чухломе на Ярославщине, Крым представляется мне сказочной страной.
О зрителе
Все, что я делал в кино, я делал для моих зрителей. Когда меня спрашивают, какие из моих 100 картин я считаю наиболее удачными, здесь я во всем согласен с моим зрителем, его прием и его выбор и определяет, хорошо я сыграл эту роль или не очень.
О положенном на полку фильме
Фильм "Штрафной удар" тридцать лет пролежал на полке. Я играл там спортивного проходимца Кукушкина. Но никто не знал, что в одной высокой инстанции реально имеется такой начальник с такой же фамилией. Вот и вся причина столь длительного запрета. Фильму попасть на полку – это все равно, что зайцу в капкан. А фильм-то был смешной. Смеяться стали лишь через 30 лет.
Кадр из фильма "Штрафной удар" (1963, режиссёр Вениамин Дорман)
О любимом артисте
У меня всегда любимым артистом был Аркадий Райкин. Потому что во второй половине жизни Аркадий Исаакович выходил на эстраду без маски, но это выходило элегантно. Седой человек, красивый, гражданин, философ. Он всё равно был сатириком. Он говорил то же самое и зрители смеялись, но смех был уже другого качества. Уже смеясь, думали и рассуждали. И я считаю, что актёр такого плана, как я, во второй половине жизни тоже должен к этому стремиться. Конечно, потолка Райкина достигнуть нельзя, но стремление к этому необходимо.
О простоте взгляда на жизнь
С высоты прожитых лет я на многое смотрю проще. А всё потому, что я понял одну простую вещь: другого выхода нет!