"Нельзя победить роль, не отправив в нокаут собственное сердце" – 10 цитат Иннокентия Смоктуновского

ФОТО: Igor Gnevashev/Globallookpress
ФОТО: Igor Gnevashev/Globallookpress

"Нельзя победить роль, не отправив в нокаут собственное сердце". Сложно найти актёра, чья судьба в наибольшей степени отражала бы этот принцип, нежели творчество Иннокентия Смоктуновского. Ему, собственно говоря, эта цитата и принадлежит.

Иннокентий Смоктуновский (1925-1994) – один из тех уникальных актёров, которых можно назвать "культурным явлением".

Сыграв около 120 ролей в кино, он сначала прославился как гениальный театральный артист – вышедший в конце 1957 года на сцене ленинградского Большого Драматического театра спектакль "Идиот" по роману Достоевского со Смоктуновским в главной роли стал настоящим потрясением для всей страны.

А ведь к тому моменту Иннокентий Михайлович только начинал свой творческий путь. Его первое появление на экране состоялось буквально "только что" – в 1956 году в фильме "Убийство на улице Данте" он сыграл эпизодическую роль молодого нациста. Странный, конечно, образ для фронтовика, участника Курской битвы, бежавшего из немецкого плена и освободившего Варшаву – но таковы уж причуды актёрской профессии.

"Странный" и "гениальный" – эти эпитеты чаще всего используются в отношении Смоктуновского. Например, Олег Янковский с явным непониманием говорил – "Всем было неловко за эту "страннинку" Смоктуновского: великий актёр, а в реальной жизни вдруг начинал вести себя, как князь Мышкин".

Однако это не помешало артисту сыграть множество разноплановых выдающихся ролей. В кино наиболее известны его картины "Неотправленное письмо", "Девять дней одного года", "Гамлет", "Берегись автомобиля", "Преступление и наказание", "В четверг и больше никогда", "Гений" и другие.

В роли Гамлета. Кадр из фильма "Гамлет" (1964, режиссёр Григорий Козинцев)

Предлагаем вашему вниманию 10 цитат Иннокентия Смоктуновского.

Об отце и таланте

Я думаю, что унаследовал эти черты от отца. Так же, как способность к изображению и передразниванию окружающих людей. Отца, который обожал такие фокусы и, как выражалась мать, "валял дурака", особенно в пьяном виде, считали чокнутым. Не избежал и я в дальнейшем такого же прозвища.

О войне

Не верьте, что на войне не страшно, это страшно всегда. А храбрость состоит в том, что тебе страшно, а ты должен преодолеть животный ужас и идти вперед, и ты это делаешь.

О времени

Я вдруг четко осознал крохотность человека, временность нашей жизни, отчетливо ощутил её краткость, что все мы, как это прерывающееся стрекотание кузнечика в траве: сегодня живем — стрекочем, а завтра навсегда замолчим и никогда, никогда уже... никогда...

В роли князя Мышкина. Спектакль БДТ "Идиот" в постановке Георгия Товстоногова (телеверсия 1966 года)

О Достоевском

Не знаю, как бы сложилась моя творческая жизнь и вообще моя жизнь, если б меня не столкнуло с наследием Достоевского. Мое истинное познание Достоевского, его властное вторжение в мою взрослую жизнь началось с момента работы над образом князя Мышкина и продолжалось во всех последовавших за Мышкиным работах, сколь бы отличны и далеки они ни были по сути, драматургии, эпохе и социальным воззрениям.

О жизни и кино

В кино, так же как и в жизни, — то, что одних настораживает и пугает, других радует и вдохновляет.

О мужчинах и женщинах

Мужчина становится человеком в максимальной из доступных ему степеней совершенства только тогда, когда в жизнь его войдёт женщина, движимая любовью...

В роли Юрия Деточкина. Кадр из фильма "Берегись автомобиля" (1966, режиссёр Эльдар Рязанов)

О роли в фильме "Берегись Автомобиля"

Браться за работу над образом Юрия Деточкина было соблазнительно в силу необычности этого характера и его поступков, но одновременно и тревожно. Что это — трагикомическая роль? Не скрою, после князя Мышкина, Куликова в "Девяти днях одного года" и Гамлета хотелось шагнуть в область нового, но что там, в том мире смеха и слез? Вдруг будешь не только скучным, не только смешным, но, самое страшное, неживым, неестественным? Вдруг в погоне за жанром, комедией, в старании быть обязательно смешным потеряешь главное — человека.

О мелких и крупных людях

Люди мелкие ищут комфорта, популярности, денег; люди крупные — самих себя.

О противоречивости

Иногда люди бегут как раз от того, что ищут. Ищут же обычно то, что любят, чего недостает. По этому недостающему мы и узнаем суть самого ищущего.

Об актёрской тайне

Нельзя победить роль, не отправив в нокаут собственное сердце.