Благодаря одной из главных ролей в легендарном советском телефильме "Гардемарины, вперёд!" (1987) Владимир Шевельков был одним из наиболее популярных отечественных артистов конца 1980-х годов. Однако, если Сергей Жигунов и Дмитрий Харатьян, партнёры Владимира по "Гардемаринам…", сумели извлечь дивиденды из своей славы и сделали успешные кинокарьеры, то судьба Шевелькова оказалась сложнее.
И это при том, что первую актёрскую славу Владимир обрёл ещё в школьные годы – его герой из фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К." (1979) был знаком каждому советскому школьнику тех лет. Так что к съёмкам истории о гардемаринах Шевельков подходил опытным известным артистом.
Но негативный личный опыт участия в знаменитом проекте изменил всю профессиональную жизнь актёра. Практически все 1990-е годы он сознательно пропустил в качестве артиста, занимаясь бизнесом и уйдя в режиссуру. Лишь в 2000-е годы Шевельков снова стал сниматься в кино и сериалах.
Предлагаем вашему вниманию 10 цитат Владимира Шевелькова.
О первом впечатлении от себя в кино
Когда впервые увидел себя на киноэкране, испытал стыд. Мне было очень противно. Даже не знаю, почему. "Клаву К." я видел огромное количество раз, наверное, больше, чем любой другой из своих фильмов. Но только совсем недавно понял, что это очень приличная работа.
Кадр из фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К." (1979, режиссёры Николай Лебедев, Эрнест Ясан)
О двух актёрских правилах
Первое: следует помнить, что раз ты пошёл в актёры, то ты наглец от природы. И соответствуй этому. Второе: успех может прийти в 15 лет, а может в 60. И третье: надо сто раз подумать – идти в актёры или нет. Если нет работы, то практикуйтесь: идите на площадь, читайте стихи. Надо быть постоянно готовым к пробам. Всё очень жёстко: пригласили – не упусти шанс.
О звёздной болезни после первых ролей
Вел себя высокомерно, по принципу: мне все позволено, считал всех ниже себя, дерзил, к окружающим был абсолютно безразличен. Разумеется, такая наглость и заносчивость молодого разгильдяя всех раздражала и злила. А меня плющило по полной. Слава Богу, продолжалось это не больше двух-трех недель — благо нашелся один ассистент режиссера, который вправил мне мозги. Очень жестоко, надо сказать. В Ростове-на-Дону, в первой в моей жизни командировке, он кратко и абсолютно конкретно объяснил мне, что я никто, ничто и звать меня никак.
О том, чему учат в Голливуде
Если западных актёров учат памяти расположения рук, ног, поворота головы в кадре и так далее, то у нас в России – нет. И, когда снимают дубли, то очень мешает, например, если герой сцены поменял руки или смотрит не туда.
О том, как чуть не остался без диплома
Меня чуть не выгнали из ВГИКа - за профнепригодность. Заметьте: это при том, что я тогда был самым снимающимся артистом страны! Снялся в пятнадцати картинах, имел высшую актерскую категорию. Потом я год выклянчивал диплом. Но в деканате меня даже не хотели знать. Самое интересное, что эти же люди при встрече в Доме кино радушно улыбались: "Вовочка, ты так отлично сыграл!" Но стоило мне на следующий день прийти во ВГИК, как они переходили на сухой официальный тон и называли только по фамилии.
О том, как стал "гардемарином"
Светлана Дружинина первоначально собиралась снимать в этой роли своего сына. Но возникли какие-то семейные проблемы. Нужно было срочно найти замену. Жигунов и Харатьян предложили мою кандидатуру. Но поскольку режиссёр всё равно видела в этой роли только своего сына, отношения у нас самого начала не сложились.
Кадр из телефильма "Гардемарины, вперёд!" (1987, режиссёр Светлана Дружинина)
О режиссуре
Сняв вторую свою картину, я понял, что режиссура мне интереснее. Когда я набрал большое количество ролей, то понял, что не хочу больше говорить чужими словами. Сейчас я чувствую себя комфортно в кинорежиссуре. Может, возраст пришёл, мне 60 лет. У меня есть два принципа: первый – если я что-то решил, то это ничего не значит. И второй: если я снял какую-то сцену, которая мне очень нравится, я без проблем от неё откажусь, если она не вписывается в картину, не является опорной. Важен конечный результат.
О деньгах
Моя любимая трата денег – когда денег становится мало, я обычно покупаю жене цветы. В огромном количестве. И, как правило, после этого деньги приходят снова. Но больших денег у меня, правда, нет. Да и откуда, если третий раз в жизни я меняю профессию? Актёр, режиссёр рекламы, режиссёр кино.
Кадр из фильма "Сердца трёх" (1992, режиссёр Владимир Попков)
О работе барменом
Когда брату дали помещение под открытие бара и появилась возможность сделать одно из первых в Ленинграде семейных кафе, я пришёл на "Ленфильм", в штате которого состоял, и попросил дать мне бумагу на работу по совместительству. Я просто хотел посмотреть на мир другими глазами. Ну и насмотрелся, конечно, по полной программе. До этого писал стихи, был таким романтическим юношей... А через полгода работы в баре выскочил оттуда как ошпаренный с твёрдым убеждением: больше сюда я никогда не вернусь. Всё и увидел, что может быть страшного в жизни. То, что в актёрском мире, если играешь главные роли, не увидишь никогда. Вообще, хочу сказать, играть главные роли в кино — это лучшая профессия из всех, которые существуют. Тебя все любят, за тобой ухаживают, провожают, встречают.
О женщинах
Я убежден: наша планета — для женщин, в этом мире все принадлежит женщинам, вы управляете всем и всеми. Все идет от вас. Женщина способна сделать мужчину генералом, президентом или бомжем неприкаянным. Может довести до любого состояния — и до экстаза, и до инсульта… Вот у папы моего было три инсульта, причем возникновение первого как раз и связано с излишней маминой эмоциональностью.