В наши дни принято с придыханием восхищаться западными масштабными сериалами на историческую и псевдоисторическую тематику.
Например, по поводу проекта "Викинги" (по крайней мере, в первых сезонах, пока сериал не превратился в ночной кошмар для профессиональных историков) или пресловутой "Игры престолов" (кроме откровенного неудачного последнего сезона) таких восторгов было хоть отбавляй. "Вот всё-таки умеют на Западе снимать", "сериал – а ничем не хуже полноценного фильма", "почему у нас так не умеют" – таковы были основные мотивы подобных охов, вздохов и причитаний.
Что ж, по поводу сегодняшнего дня сказать трудно, всё меняется. в том числе и в кино- и телеиндустрии. Но вот тому, что у нас есть давние традиции первоклассных исторических телефильм, есть немало примеров. И один из них – картина Ильи Гурина "Россия молодая" (1981-1982).
Стартовая заставка телефильма "Россия молодая" (1981-1982, режиссёр Илья Гурин)
О плюсах планового кинохозяйства
"Россия молодая" воплотилась в жизнь благодаря причудливым особенностям плановой экономики СССР. У киношников, как и у представителей других отраслей народного хозяйства, был свой производственный план – за такое-то время нужно было представить столько-то фильмов разных жанров.
Режиссёр и сценарист Илья Гурин долгое время предлагал чиновникам сюжет о первых годах правления Императора Петра I, о становлении России как морской державы и начале борьбы наших предков за выход к Балтийскому морю и статус великой державы. В качестве сценарной основы был взят исторический роман Юрия Германа "Россия молодая" – но руководство киностудии имени Горького этот вариант не впечатлял.
Кадр из телефильма "Россия молодая" (1981-1982, режиссёр Илья Гурин)
Ровно до того момента, когда план работы киностудии не оказался под угрозой – из-за форс-мажорных обстоятельств пришлось приостановить съёмки шпионского детективного телефильма "ТАСС уполномочен заявить…" (вышел на экраны только в 1984 году). Тут-то и вспомнили о уже готовом сценарии для другого многосерийного телепроекта и дали Гурину "зелёный свет". Правда, при этом поставили условие – снять 9 серий, каждая не менее часа, всего за 9 месяцев. По месяцу на час съёмок масштабного костюмированного проекта, не менее половины которого снималась "на натуре" – задача почти невыполнимая.
Если костюмы и Пётр I уже имеются, чего бы не воспользоваться?
Но Илья Гурин и его коллеги справились – как справилась за несколько лет до того попавшая в аналогичные жёсткие условия съёмочная группа картины Никиты Михалкова "Пять вечеров". Нужно признать, что создателям фильма "Россия молодая" крупно повезло – им не пришлось тратить время на создание огромного количества исторических костюмов, декораций и реквизита. Буквально только что историческую дилогию по роману Алексея Толстого "Пётр I" снял режиссёр Герасимов – и практически все необходимые материалы, от кафтанов до старинного оружия, уже были в наличии.
Дмитрий Золотухин в роли Петра I. Кадр из телефильма "Россия молодая" (1981-1982, режиссёр Илья Гурин)
Режиссёр решил не церемониться и "позаимствовал" из фильмов Герасимова не только реквизит, но и исполнителя роли Петра I, актёра Дмитрия Золотухина. Благодаря этому фильм не только подзарядился в хорошем смысле бешеной энергетикой одного из лучших исполнителей роли великого Императора в истории нашего кино, но и обрёл в глазах зрителей преемственность с ранее вышедшими историческими фильмами.
Как иногда всё-таки хорошо, работать "строго по сценарию"
Если кому-то показалось, что авторы картины "Россия молодая" работали легко, "на всём готовеньком", то это большая ошибка. Да, многие важные вопросы кинопроизводства были решены заранее – но необходимости вести натурные съёмки с большим количеством актёров и статистов никто не отменял.
Новодвинская крепость (Архангельск), в которой создателям фильма "Россия молодая" не удалось поработать. ФОТО: Alexander Efremov/Globallookpress
Фильм о подвигах русского народа в противостоянии с "цивилизованной Европой" начала XVII века снимали в нескольких сохранившихся в советские годы и получивших музейный статус монастырях Москвы и Суздаля. Приезжала съёмочная группа и в Архангельск, на реальное место показанных в ленте действий. В частности, были планы снять несколько сцен в сохранившейся Новодвинской крепости, где с врагами сражались исторические прототипы главных персонажей. Однако дело ограничилось внешними общими планами – в 1980-х годах на территории крепости располагалась колония строгого режима.
Кадр из телефильма "Россия молодая" (1981-1982, режиссёр Илья Гурин)
Колоссальные даже по меркам современного кинопроизводства сцены с перемещением построенных морских кораблей по суше снимались практически в идентичных с реальностью условиях. Макеты огромных судов были созданы в натуральный размер, только внутри корабли были полые. Однако и такие облегчённые конструкции было весьма непросто перетаскивать по бревенчатым настилам даже на небольшие расстояния.
Однако итоговый результат трудов создателей картины превзошёл все ожидания – "Россия молодая" стала одним из образцовых примеров исторического телефильма высшего качества. Никаким "Викингам" и "Игре престолов" не дотянуться.