"Творческий стаж", как любили выражаться в СССР, народного артиста России Сергея Никоненко составляет уже более 60 лет и свыше 200 работ в кино и на телевидении.
И это без учёта почти двух десятков проектов, снятых Сергеем Петровичем в качестве режиссёр. Со стороны может показаться, что профессиональная жизнь Никоненко (родился в 1941 году) складывалось безоблачно и шла как по накатанной.
Это впечатление обманчивое. Во-первых, будущий классик отечественного кино чуть не пролетел мимо специализированных учебных заведений – в четырёх ВУЗах ему дали отворот-поворот. Во-вторых, моложавая внешность способствовала тому, что выпускнику ВГИКа долгое время предлагали играть исключительно подростковые роли – так, например, 24-летний Никоненко сыграл десятиклассника в картине "Звонят, откройте дверь" (1965).
Однако судьба всё-таки вывела артиста на подлинно свою художественную дорогу – на которой была и маленький, но яркий эпизод в киноэпопее "Война и мир", ставшая без преувеличения канонической роль Есенина в фильме "Пой песню, поэт…", поистине народный образ кристально честного инспектора ГАИ в одноимённой картине и многие-многие другие работы на экране.
Сергей Никоненко вместе с женой Екатериной и внуком Петром на торжествах по поводу своего 80-летнего юбилея, 2021. ФОТО: Зыков Кирилл /Агентство «Москва»
Предлагаем вашему вниманию яркие цитаты Сергея Никоненко.
О детстве и школе
Я был дворовым арбатским пацаном, хулиганистым. Много озорничал, трепал матери нервы. У нее в качестве воспитательной меры специально для меня была припасена авоська с туго сплетенными ручками (вместо ремня), которой она периодически меня охаживала. И приговаривала: "Легче десяток таких, как Сашка, растить, чем одного Сережку". Брат мой Александр родился в 1947 году. Помимо всего прочего учился я из рук вон плохо — от учебы меня просто тошнило, особенно от негуманитарных предметов.
Перед 10-м классом мне в школе сказали: "Все, хватит. Незачем тебе больше учиться, ты бестолковый…". И выгнали. Пришлось идти в Школу рабочей молодежи. Но туда брали только работающих. На Арбате я увидел объявление "Требуются…", и там на первом месте было написано: "Кондукторы". Я тут же вспомнил Маяковского: "Я б в кондукторы пошел, пусть меня научат". И стал кондуктором троллейбуса. Потом еще и почтальоном работал…
О работающих французских поговорках
Как говорят французы – "Шерше ля фам!": во всех жизненных ситуациях – "ищите женщину!". В 13 лет я влюбился – вот главная отправная точка – в девочку десяти лет, а она занималась в драмкружке Московского городского дома пионеров. Я пошёл за ней, но она, правда, оттуда быстро ушла, а я задержался надолго, и по сей день занимаюсь актёрской профессией! Я одновременно занимался в двух кружках: в студии художественного слова и в драматической студии, потому что мне одного было мало – меня вдруг одолела такая жажда заниматься творчеством.
О счастливой судьбе, не пустившей в театральные ВУЗы
Я очень хотел быть артистом театра, но театральные ВУЗы меня почему-то забраковали. Не обнаруживая свою фамилию в списках поступивших, я поначалу думал, что это опечатка. Ну как такое может быть?! Один раз даже к секретарше подошел, спрашиваю: "А почему меня-то забыли вписать?". Нет, не забыли, просто никуда не взяли. Катастрофа! Оставался ВГИК. И вот туда меня зачислили сразу же, причем в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Три месяца спустя я благодарил судьбу за то, что был изгнан с порога четырех театральных ВУЗов.
Со своим другом "по жизни" Никитой Михалковым Сергей Никоненко создал один из самых ярких противоборствующих дуэтов советского кино. Кадр из фильма "Инспектор ГАИ" (1982, режиссёр Эльдор Уразбаев)
О бурной актёрской молодости
Да у меня всегда тусовалось много народу. Выпивали, пели под гитару, байки травили, спорили о чем-то. Многие оставались ночевать: Коля Губенко, Вася Шукшин, Гена Шпаликов… А Никита Михалков вообще восемь месяцев жил — в 1968 году это было. После развода с Настей Вертинской попросился переночевать пару ночей, да так и задержался: пришел в феврале, ушел в октябре. Притащил свой матрас, одеяло, какое-то роскошное постельное белье — я такого в жизни не видывал, застелил этим раскладушку, на которой все последующие месяцы и спал. Жили по-спартански, деньги держали в "общаке" — под тарелкой, брали по мере надобности.
О секрете творческого долголетия
Надо просто работать. Я часто вспоминаю, как после ВГИКа я пришел в Театр киноактера при Мосфильме. Замечательное здание, две сценических площадки, и… никто не хочет работать! С них ведь никто и не требовал работы. Можно было сидеть и получать "простойные" деньги. Некоторые так и получали их всю жизнь. Я предлагал: "Ребята, давайте поставим спектакль". А на меня смотрели, как на идиота: "Зачем работать? Ты попал в театр, где можно не работать и получать зарплату!". И я понял, что, если я здесь останусь, вся жизнь пойдет под откос.
О Василии Шукшине как режиссёре
Шукшин на съёмочной площадке казался совсем незаметным, не то, что, допустим, Саша Митта — того за три версты видно — бегает, орёт. Я его ещё, помню, спрашивал на съёмках: "Саш, чего ты орёшь-то?". Он кричит: "А ты знаешь, как на меня дома орут!". "Ну раз такое дело… Ори, Саша!". А вот Василия Макаровича не найдёте. Ходит там чего-то, сидит где-нибудь в стороне с общей тетрадочкой, ручкой. Смотрит, запишет чего-то иногда.
О связи с Есениным
В 1971 году я сыграл роль Сергея Есенина в фильме Сергея Урусевского "Пой песню, поэт". Тогда его образ увлек меня настолько, что я стал собирать различные материалы о нем, изучать архивы. И вот, читая воспоминания первой жены поэта Анны Изрядновой, я по некоторым приметам вдруг понял, что она описывает дом, где я родился и живу по сей день. В архивах ЖЭКа нашлись тому подтверждение, что какое-то время поэт действительно жил в моем родном доме.
Роль Сергея Есенина до сих пор считается едва ли не идеальным воплощением образа мятежного поэта. Кадр из фильма "Пой песню, поэт…" (1971, режиссёр Сергей Урусевский)
Об актёрских трудностях в СССР
Конечно, тогда было много чиновников, которые привносили свои вкусы в кинематограф. Зато под влиянием столь строгой редактуры выковывались хорошие киносценарии. Не стоит забывать, каким мощным был советский кинематограф. Он не уступал ни одному кинематографу мира. Это мы первые сделали настоящий блокбастер. До сих пор в Голливуде не могут понять, как мы буквально на копейки сняли "Войну и мир". Сила нашего кинематографа была в хорошей драматургии и в хорошей литературе.
О решении стать режиссёром
"Последней каплей" стал Василий Шукшин, который "подтолкнул" меня к принятию решения стать режиссёром. Я у него снимался в картине "Странные люди", приходил с какими-то предложениями, что-то рассказывал, а он мне как-то говорит: "Ты знаешь, займись-ка режиссурой!". Василий Макарович мне это посоветовал, но я уже чувствовал в себе это и созревал для принятия данного решения!
О дружбе в кино
С возрастом я понял, что людям кино сохранять дружбу очень сложно. Мы же все время в разъездах, пути расходятся. Как поется, "дан приказ: ему — на запад, ей — в другую сторону…". Но в юности, конечно же, дружили.
Самая известная "поздняя" роль Никоненко – полковник Гордеев из детективного сериала "Каменская". Кадр из 1-й серии 1-го сезона (1999, режиссёр Юрий Мороз)
О секрете семейного благополучия
Секрет банален – должны совпасть две половинки. Для этого, мне кажется, прежде чем кричать самому себе и другим о своей любви, стоит серьезно задуматься: а кого я люблю-то? оболочку, внешний облик? Но этого же недостаточно. Самое важное — узнать содержание человека. И если внутренняя сущность оказывается твоим отражением, значит, в семье все будет отлично.
О жизненных выводах
У меня несколько выводов – и я неуклонно им следую. Первый: жизнь дается единожды, а значит, проживать ее нужно с удовольствием и радостью. Улыбайтесь, господа! Второй: жить гораздо легче, когда другим даришь добро, а сам довольствуешься тем, что имеешь. И наконец: не стоит роптать на судьбу, тогда она будет более благосклонна.