Олег Иванович Борисов (1929 - 1994) не дожил до своего 65-летия, однако среди отечественных актёров он заслуженно имеет репутацию одного из главных мудрецов.
Обладая при жизни славой выдающегося, способного "сыграть всё", но обладающего сложным характером артиста, Борисов после смерти стал известен как настоящий мыслитель – благодаря публикации дневников под названием "Без знаков препинания", которые он вёл с 1974 года.
Народный артист СССР, на счету которого около 70 киноролей, блестяще проявил себя в разных жанрах. Первую известность он получил благодаря комедийным образом. По-настоящему легендарной стала его роль Голохвастова в музыкальной экранизации пьесы Михаила Старицког "За двумя зайцами" (1961). Борисов настолько изумительно изобразил киевского авантюриста конца XIX века, что на Украине его стали считать своим, родным – хотя родился актёр в Ивановской области, рос в Подмосковье, а в Киеве лишь работал в течение 12 лет, попав после окончания Школы-студии МХАТ в местный Театр имени Леси Украинки.
Затем была главная роль в одной из ранних комедий Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу" (1964) и единственны эксперимент в режиссуре – также развлекательная лента "Печки-лавочки" (1963). Кстати, в последней картине впервые появился прототип будущего мультипликационного почтальона Печкина.
Огромный драматический потенциал Олега Борисова (который чувствовал свою духовное родство с Олегом Далем и даже именовал Его "Олегом Ивановичем первым") проявился в картинах "Проверка на дорогах", "Крах инженера Гарина", "Дневник директора школы", "Подросток" и других.
Лучше понять глубокий ум Олега Борисова помогают его цитаты, почерпнутые как из дневников, так и из редких интервью артиста.
О трудном детстве
Школьный учитель физики по фамилии Заяц меня ненавидел. Люто. По его науке я был самым отстающим. Он влетал в класс как петарда. Мы еще не успевали встать, чтобы его поприветствовать, а он кричал с порога: "Борисов — два!". Я ему: "За что?". А он мне снова: "Два!". Да так, что чуть гланды не вылетали.
О книжном счастье
Человек, собравший дома библиотеку и пусть даже не открывший всех книг, – счастливый человек.
О курицах и обидах
Разве правильно говорить: он и курицы не обидит? Во-первых, никогда не видел обиженной курицы, а во-вторых, обиды – это не самое хорошее наше свойство. Лучше не обижаться, а прощать, или уходить (это мой путь).
О таланте
Талант играет всегда решающую роль. Но когда ему закрывают дорогу, на первый план выходит везение.
О юбилеях
Часто бывает, что по случаю юбилея начинают вовсю чествовать, должное воздавать. Но мое мнение: воздавать нужно вовремя, а не по принципу: дожил — тогда получай.
Об актёрской памяти
От сыгранных, точнее, пережитых ролей остаются память, опыт, которые актер должен уметь… забывать, отбрасывать, уничтожать, чтобы каждый раз начинать заново. Если мы будем пользоваться накопленным багажом, ничего, кроме штампов, не родится. Мы стараемся никогда ничего не повторять. Наша профессия – это способность каждый раз сжигать себя и заново возрождаться.
О личностях
Кажется, уходит время личностей. Все выравнивается и стрижется под одну гребенку. Масса творит себе кумира, раздувает, потом – когда наиграется – выплевывает и начинает создавать нового. По своему образу и подобию.
Об актёрах-предателях
Актеры часто предают режиссеров — тех, кто все вынашивает, придумывает, выстраивает. Кто ради них же самих проходит через все унижения. Я часто был свидетелем таких унижений. В этом случае актеры предают и себя, и свой труд. Потом это им аукнется.
О зависти в целом
Больше всего ненавижу зависть. Это социальное зло. Вот вырыл человек колодец, а сосед негодует: нет чтобы, как я, пить хлорированную воду из водопровода – норовит чистенькую пить, свеженькую!
И о зависти киевской
Для театра зависть — вещь обыкновенная, но ведь все надо умножить на Киев, то есть — на провинцию.
О фильмах
Если к фильму не хочется вернуться, то вряд ли это хороший фильм.
О русском человеке
Русский человек ищет правду в смирении и покаянии. В отличие, скажем, от американцев — у них во всем борьба за выживание. Им и их религия помогает: они считают себя обиженными Богом, если их дела не идут в бизнесе и они нищи. Не то у нас. Русский уповает, что за все его лишения и муки ему воздается. И уж какой тут бизнес...
Об актёрском кокетстве
Я много встречал артистов, которые открыто восторгались своим искусством. Наивно, почти до слез радовались. Сначала ждали комплиментов, аж в рот заглядывали. Похвалишь — и тогда они, пожалуй, с тобой согласятся: "Да, да... сегодня было неплохо... неплохо..." — с большой долей кокетства. А есть категория, которая, когда начинаешь хвалить, вдруг станет на себя наговаривать: "Да что вы, сегодня было так ужасно, вот пришли бы вчера...". Или жалобы: "Ах, у меня сегодня так живот болел...".
О новом
Кто-то из древних остроумно говорил, что если вы прожили год и видели смену времен: зимы, весны, лета, осени, то вы уже все видели. Ничего нового в этой жизни больше не будет.
О власти денег
Что делают с людьми деньги — я даже не предполагал. Когда они на них садятся, то не могут вырвать из-под себя ни куска.
О правильном направлении
Единственно верное движение – назад! Человек – это возвращение к истокам, к церковной свече, к четырехстопному ямбу, к первому греху, к зарождению жизни. Назад – к Пушкину, Данте, Сократу. К Богу… и тогда, может, будет… "вперёд".