То обстоятельство, что Валентин Гафт (1935 - 2020) не успел получить звание народного артиста СССР (по причине исчезновения самого Советского Союза), можно рассматривать как вопиющую несправедливость. Возможно, чиновники "придерживали" для него почётное звание под 60-летний юбилей – однако к концу 1980-х Гафт был настолько популярным актёром, что подобные формальности кажутся нелепыми.
Впрочем, учитывая знаменитое чувство юмора Валентина Иосифовича, выразившееся и в его комедийных ролях, и в легендарных эпиграммах, можно воспринимать отсутствие тех или иных званий как своего рода шутку. В любом случае, сыгравшего более 160 ролей артиста публика справедливо воспринимала как одного из главных актёров отечественного кино.
Хотя путь к известности был долгим и непростым – после дебюта в кино в 1956 году Гафту понадобилось почти 20 лет и более 30 ролей, чтобы прославиться. Прорыв случился благодаря образу дворецкого Брассета в картине "Здравствуйте, я ваша тётя!" – а затем уже были многочисленные выдающиеся работы, среди которых рязановские "Гараж" и "О бедном гусаре замолвите слово", "Чародеи", "Анкор, ещё анкор!", "12" и так далее
Кадр из фильма "Здравствуйте, я ваша тётя!" (1975, режиссёр Виктор Титов)
Предлагаем вашему вниманию лишь малую часть из интереснейших цитат Валентина Гафта.
О родителях
Мои родители – оба с Украины. Мама из многодетной семьи – 13 детей. Дед был ломовым извозчиком. Когда мы приезжали к нему, дед встречал нас на лошади, запряженной в телегу с соломой, и вез домой. Я просил, чтобы меня отнесли в хлев к корове с теленком, дед поднимал меня повыше, я гладил теленка, чтобы он лизнул мне руку.
О выборе профессии
Нахватав в старших классах двоек, я решил, что буду артистом. Мне казалось, нет ничего проще, ничего не надо знать и делать, только выйти на сцену и сказать: "Кушать подано".
О самовыражении
Когда человеку есть что сказать, он не удовлетворяется текстами, написанными другими. Его тянет высказаться самому.
О разных актёрах
Есть актеры понятные, как холодильник, — от них есть польза, но нет тепла. И загадки в таких актерах нет: их включают — они работают. А есть иные — неясные, как день или как ночь. Но ты вдруг понимаешь, что не наблюдаешь за ними, а живешь в том мире, который они создают.
Кадр из фильма "Гараж" (1979, режиссёр Эльдар Рязанов)
Об актёрской магии
Артист, имеющий успех и идущий в толпу общаться, где его могут пощупать и потрогать, запросто похлопать по плечу, рискует очень многое потерять, а главное, потерять тайну своего воздействия на зрителя. Ведь в обычной повседневно-бытовой жизни он совсем другой…
О знаменитых эпиграммах
Иногда мне говорят: "Какой ты злой". Но эпиграммы и должны быть острыми, колкими. Не потому, что я лучше, а они – хуже, упаси боже так думать! При том, что действительно злые эпиграммы, которые мне приписывают, на самом деле не мои.
О незаметности актёра
Артист должен делать свое дело и исчезать. Вертинский мазал лицо белой краской и так выходил на сцену – чтоб его никто не узнавал. Артист – это не тот, в кого тыкают пальцем на улице!
О любимой роли
Роль, которая мне действительно нравится – офицера Трифонова в многосерийном фильме "Жизнь Клима Самгина" режиссера Титова. Это великая картина. К сожалению, недооцененная. Посмотреть 14 серий – большой труд, но она того стоит. Когда окунаешься в то время, видишь истоки наших сегодняшних проблем, понимаешь, что страна была заражена именно тогда.
Кадр из телефильма "Жизнь Клима Самгина" (1987, режиссёр Виктор Титов)
О вечности
Много в кино я сыграл того, чего играть не следовало бы. Плюнул в вечность, как говорила Раневская.
О маминой оценке
Мама впервые увидела меня в театре, когда я уже стал артистом. На спектакле она была всего один раз, когда я играл с Андрюшей Мироновым "Фигаро". Я ее спросил: "Ну как, мам?". Она ответила: "Валя, какой ты худой".
О перевоплощении
Когда ты играешь, ты можешь стать другим человеком. Хотя я считаю, что никакие маски не помогут превратиться в другого. Такого не бывает — человек остается один и тот же. Только обстоятельства вынуждают его быть другим. Когда говорят "перевоплотился", на самом деле человек остается прежним.
Кадр из фильма "12" (2007, режиссёр Никита Михалков)
Об опыте
Опыт потому и называется опытом, что не всегда известно, какой будет результат.
О главном пути
Вы знаете, как устаешь притворяться? Быть самим собой очень трудно. Путь к себе невероятно сложен. Иногда всю жизнь человек идет к себе, да так и не доходит.