Народному артисту России Игорю Скляру уже 65 лет – но этот солидный возраст никак не вяжется с вечно молодым образом актёра. Вероятно, в отечественной культуре Скляр и будет запечатлён таким, каким его запомнил зритель в середине 1980-х: юным, очаровательным и музыкальным.
Сложно сказать, в каком качестве в Советском Союзе 1980-х годов Игорь Борисович был более знаменит – как звезда музыкальной комедии Карена Шахназарова о советском джазе 1920-х годов "Мы из джаза" или как исполнитель культового шлягера "Комарово" ("На недельку до второго…").
При этом Скляр никогда не почивал на лаврах – его начавшаяся ещё в детстве карьера насчитывает уже полвека и более 70 киноролей. Помимо знаменитой "джазовой" картины актёр наиболее известен по таким лентам, как "Юнга Северного флота" (дебют в кино), "Батальоны просят огня", "Имитатор", "Дети понедельника", "Шерлок Холмс" (современный сериал, 2013) и другим.
Предлагаем вашему вниманию 10 цитат Игоря Скляра.
О любви к пению
Я пел в детском саду, потом в школьном хоре. С 9 лет я привык стоять на сцене. В школе я стал солистом ансамбля, и с этим у меня все было в порядке.
Первая роль Игоря Скляра в кино. Кадр из фильма "Юнга Северного флота" (1973, режиссёр Владимир Роговой)
О последствиях славы ребёнка-актёра
Первым опытом моей славы было то, что меня приходили бить. Где-то 2 летних месяца после премьеры [первого фильма Скляра – "Юнга Северного флота"], практически три раза в неделю я дрался. Друзья выглядывали в окно, и сообщал мне о том, что меня там уже ждут. А другой мой друг бежал во двор за подмогой, а моим делом было продержаться минут десять, чтобы ногами не стали бить все вместе.
О творческом кризисе в связи с самым знаменитым фильмом
В кино два с лишним года отпихивался от сценариев, это был конец 80-х - начало 90-х. Потому что после "Мы из джаза" я снимался во всем, что мне предлагалось. А предлагалось, как правило, одно и то же: режиссеры хотели видеть меня обаятельным, веселым и заразительным. И через десяток картин мне это надоело. Я решил, что лучше подожду, и дождался картины "Год собаки" Арановича. Всегда нужно потерпеть, подождать, что-нибудь да случится.
О "райской" жизни за рубежом
Я много раз был за границей и понял, что у них жизнь совсем не так сладка, как нам кажется со стороны. Это свойство молодых и неопытных умов. Считать, что чужая свадьба лучше, чужой торт слаще. У них есть проблемы, которые нам и не снились. Если нам установить такие налоги и контролировать, чтобы их платили, это будет страшно. Многие убежали бы сломя голову куда-нибудь в Грецию, где жизнь более безалаберная, но можно платить, а можно не платить.
Самая известная роль актёра. Кадр из фильма "Мы из джаза" (1983, режиссёр Карен Шахназаров)
Об избирательности инфарктов
Когда у меня случился инфаркт, доктор объяснил, что сердце не выдерживает у тех, кто слишком много на себя берет и изо всех сил старается сделать. У пофигистов и алкоголиков инфарктов не бывает. Зато у них цирроз печени или кирпич на голову падает, потому что ходят не туда, куда надо.
О сценариях
Плохие сценарии я не рассматриваю. Их видно с первой страницы. Читаешь - вода, рассчитанная на то, чтобы растянуть на побольше серий. Это сразу неинтересно. А я участвую там, где есть, что сыграть. Есть правда жизни - начиная с интерьеров, реквизита, костюмов, причесок, слов, ситуаций. Зритель ведь сначала начинает доверять, а потом сопереживать. Хотя бывает сценарий неплохой и актеры симпатичные, а не получается главного - катарсиса не чувствуешь. Чтобы люди завибрировали. Но кино всегда чуть-чуть лотерея.
О России
У нас своя судьба. Похожей страны нет во всем мире. Мы на таком слиянии менталитетов находимся: с одной стороны Восток, с другой – Запад. Россия все время пытается уксус с маслом соединить. Отсюда наша могучесть, непобедимость и полная безалаберность. Почему нас никто завоевать не может? Потому что враги привыкли долгое время жить хорошо. А мы можем жить всяко.
Кадр из сериала "Шерлок Холмс" (2013, режиссёр Андрей Кавун)
О дилетантах
Не очень хорошая примета нашего времени - появилось много дилетантов. Причем дилетантов агрессивных. И с каждым годом их количество увеличивается. Приходит такой "стажер". Через год-два таких уже четверо. Работают спустя рукава. Приходишь и понимаешь, что кроме операторской группы и режиссера, все случайные. Есть замечательные, чудесные артисты, у которых есть чему поучиться. Но в целом средний уровень актеров снизился.
Об СВО
Что здесь такого, ведь свою землю надо защищать. Ничего такого в этом сверхъестественного, ужасного или трагического нет. Как говорил Высоцкий, лучше пойти и что-то совершить героическое.
О планах
Я давно понял, что долгосрочные планы в моей судьбе противопоказаны: чем серьезнее их просчитываю и составляю, тем меньше они сбываются.