"Из-за работы я многое упустил в жизни" - цитаты Николая Караченцова

ФОТО: Natalya Loginova/Globallookpress
ФОТО: Natalya Loginova/Globallookpress

Сегодня, 26 октября, годовщина смерти Николая Караченцова. Артиста, выдающиеся роли которого в кино и на театральной сцене любили миллионы зрителей. Увы, но обстоятельства последних лет актёра придают особенно трагический характер его цитате: "Из-за работы я многое упустил в жизни".

Несмотря на то, что Николай Караченцов (1944 – 2018) играл самые разные по амплуа роли в самых разных по жанру фильмах и спектаклях, образ этого замечательного актёра в культурной памяти русского народа остался всё-таки печальным. Мощным, полным сил и любви к жизни – но всё-же грустным.

И дело, разумеется, не в самой знаменитой роли актёра, графа Резанова из легендарного спектакля "Юнона и Авось" театра "Ленком", – кстати, двойного тёзки самого Караченцова, тоже Николая и тоже Петровича. В феврале 2005 года 63-хлетний актёр попал в страшную автокатастрофу, после которой уже не смог вернуться ни в кино, ни на театральную сцену, ни к нормальной жизни. Ощущение преждевременно, трагически прерванного полёта – вот главная причина грустного образа Николая Караченцова в нашей памяти.

5 лет назад, 26 октября 2018 года, не дожив одного доя до 74-го дня рождения, актёр умер. В память об артисте – цитаты Николая Караченцова.

Николай Караченцов. ФОТО: Igor Gnevashev/Globallookpress

О балете

Моя мама была балетмейстером, поэтому в самом раннем детстве я мечтал о балете. Я безумно хотел стать балетным танцовщиком, не представлял другого жизненного пути. Однако, когда мне исполнилось 9 лет и наступило время поступать в хореографическое училище, мама начала решительно возражать. Зная мир балета изнутри, видя массу сломанных мужских судеб (ранняя пенсия, короткий век и так далее), она была категорически против такой судьбы для любимого сына. И я послушался.

О мужском правиле

Мама всегда учила меня, что мужчина не имеет права соединять слова "я" и "устал". Он может один раз в жизни сказать: "Нет больше сил!" - и умереть.

О немужской профессии

Есть такое расхожее мнение, что актёрская профессия — скорее дамская. Во многом так и есть. Но мне кажется, что всё зависит от самого человека. Я видел актёров-мужчин, в которых желание нравиться сидит очень глубоко. Они делают всё, чтобы угодить режиссёру и добиться роли, а на сцене рисуются, любуются собой. У нас в институте это считалось плохим тоном, и за это били — в переносном смысле, конечно.

Кадр из фильма "Собака на сене" (1977, режиссёр Ян Фрид)

О занятиях спортом

Нет никакого секрета моей хорошей физической формы. В детстве были прыжки в воду, сейчас теннис - моя отдушина, освобождение от переутомления, приятный способ поддерживать тонус, получая при этом удовольствие. Я страдаю, когда вынужден из-за съемок и поездок делать перерывы в тренировках. В игре можно забыть обо всех неприятностях: что у тебя украли машину, пока ты репетировал, что без разрешения напечатали твою фотографию в рекламе и теперь ты думаешь, судиться или нет, что государству нельзя доверять... Теннис - лучшее лекарство от стресса. От удачных ударов я испытываю эмоциональное наслаждение и радость. А иногда мне снится, что я слева по линии обвел!..

О целях в профессии

Я когда-то поставил себе неосуществимую цель — научиться в профессии делать все и расширить свой диапазон до 180 градусов. Я знаю, что у меня это не получится, но я к этому буду стремиться до той секунды, покуда не помру. И поэтому я даже рад иногда тому, что киношники, они довольно узко иногда там все смотрят. Вот кто-то увидел "Старшего сына" — и вот мне дают такие роли. А кто-то посмотрел "Собаку на сене" — и пошли совсем другие, гротесковые, комедийные.

О трусости

Человек трусит. Любой. Проблема в другом — сможет ли он с этим чувством совладать? Я уверен, что каждый из нас трясётся за свою жизнь и жизнь своих близких. И это нормально. Но вот преодолеть страх, переступить через него — это уже качество истинного мужчины. Могу сказать, что иногда у меня получалось. Не всегда. Буду честным.

С Александром Абдуловым в телеверсии спектакля "Юнона и Авось" (1983, режиссёр Марк Захаров)

О "Титанике" и "Летят журавли"

Сколько мы видим, извините, некачественного материала, который к нам поступает в основном из США? Ощущение диверсии! Это может быть очень красиво упаковано, но, скажем, для меня "Титаник" — это среднее кино. Можно увлекаться компьютерной графикой, открывать самые сумасшедшие эффекты, которые будут тебя захватывать и будоражить. Но есть фильмы, где именно чувства людей на экране переданы так сильно, что все зрители рыдают! Вот вы сидите в каком-нибудь кинотеатре со стереозвуком и вместе с камерой падаете в пропасть: "О-о-ох!". Дух захватывает! А у нас "Летят журавли" на международном фестивале показали, да ещё на русском языке, — и зарёванный зал встал. Я за такое кино.

О рекламе

Я никогда не брошу камень ни в одного актера, снимающегося в рекламе. Хотя и считаю ее слабым утешением профессионалам - играть там нечего. Актеру платят за имя и физиономию, но далеко не по западным расценкам. Сам я не пойду проситься в рекламу до тех пор, пока имею возможность зарабатывать другими способами. Говорят, это консерватизм, участие в рекламе только укрепляет статус звезды, вон Настасья Кински вся измылилась мылом… Но мне кажется, можно найти лучшее применение своим способностям. Я не видел в рекламе ни Жана Габена, ни Марлона Брандо, ни Джека Николсона.

О "крутости"

Есть слова, в которых слышится пренебрежительный оттенок, как в слове "тусовка". Ведь не говорят же - "общение", "встреча", а вот придумали такой неологизм с мелковато-суетливым оттенком. Слово "круто" имеет оттенок "понтоватости" и по своему значению сродни понятию "престижно", помноженному на некий материальный достаток. "Мерседес" для таких людей - не предмет необходимости, а объект демонстрации. 

Об озвучивании ролей Жана-Поля Бельмондо

Мне очень нравится этот актер. Я был поражен его пластикой, силой, юмором. Естественно, я старался вжиться в образы, созданные Бельмондо, и любил их. Конечно, сложности были. Французская речь гораздо быстрее русской, мне приходилось говорить намного быстрее Бельмондо, чтобы передать смысл его фразы.

С Евгением Леоновым в фильме "Старший сын" (1975, режиссёр Виталий Мельников)

О том, как нужно играть в театре

Актер должен играть каждый спектакль, как будто он последний в его жизни. В то же время ни в коем случае не должно быть слепка, повтора со вчерашнего, позавчерашнего. Сложные, тонкие, глубокие человеческие взаимоотношения должны рождаться сию секунду, на ваших глазах. Это довольно сложное соединение, далеко не всегда получается. Когда Евгений Павлович Леонов играл какой-то спектакль больше 200 раз, он всегда перед началом просматривал текст. Слова он, конечно, знал наизусть, он искал внутренний поворот своей роли.

О жизни и работе

Я живу ради того, что люблю патологически. Не знаю, сколько мне Господь отвел еще жизни, поэтому тороплюсь успеть как можно больше. Иногда вдруг спохватываюсь и думаю: "Надо же, еще один год без отпуска пролетел… Опять месяц без выходных… Жизнь проходит, а я все суечусь, суечусь…". У меня не хватает времени, чтобы покататься с сыном на лыжах, попариться в баньке, а после с кружечкой пива посмотреть всей семьей веселый фильм. Мне некогда собирать марки и коллекционировать бабочек. Наверное, из-за работы я многое упустил в жизни. Но я устаю от безделья. Бывает, что очень тяжело мне дается момент ожидания на съемочной площадке. Представьте, ты постоянно должен находиться в определенном эмоциональном настрое, чтобы сыграть сложный эпизод, а в это время ассистенты выставляют свет, наводят камеры, организуют массовку. Но ты знаешь, что 99% артистов мечтают о такой жизни, поэтому не гневи Бога, скажи спасибо и работай.