Леонид Куравлёв (1936 – 2022) – актёр поистине удивительной судьбы. На его счету более 200 киноролей, причём самых разнообразных по стилистике и содержанию, но за народным артистом России закрепилась слава в первую очередь комедийного исполнителя.
Связано это с участием Леонида Вячеславовича в знаменитых комедиях Леонида Гайдая, от картины "Иван Васильевич меняет профессию" до последнего проекта режиссёра, "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди". Ну и, разумеется, самая известная роль актёра, обаятельный сантехник-тунеядец Афоня из одноимённого фильма Георгия Данелии, также наложила отпечаток на образ Куравлёва.
При этом его исполнительский диапазон был удивительно широк – артист одинаково убедительно смотрелся и в экранизациях классических романов ("Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"), и в шпионских детективах ("Семнадцать мгновений весны"), и в криминальных драмах – советских ("Место встречи изменить нельзя") и современных ("Бригада").
Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные цитаты Леонида Куравлёва.
О детстве
Детство оно всегда счастливое, даже такое, какое у меня было. Ощущение счастья, оно всегда остаётся за детством.
О замкнутом характере
Я замкнутый человек, очень замкнутый. Наверно, ещё с детства выработалась такая боязнь толпы... Став взрослым, никогда не ходил на демонстрации, хотя меня постоянно звали.
О гуманитарном складе ума
Я учился в очень талантливом классе, заканчивая десятилетку. У нас семь медалистов золотых и серебряных было. Но в семье не без урода, как известно. У меня с математикой очень плохо. При слове "синус-косинус" я мог потерять сознание.
(Кадр из фильма "Живёт такой парень" 1964, режиссёр Василий Шукшин)
О любимом фильме со своим участием
Моя самая любимая картина, в которой я сыграл – "Живет такой парень".
О нелюбви к себе на экране
Я себя на экране не люблю. Я сейчас не снимаюсь, потому что в том, что мне предлагают, стыдно сниматься.
О жалости
В русской душе живёт жалость. Людям поскользнувшимся, упавшим, раздавленным, русский народ приходит сразу на помощь. Это великое чувство русского народа — жалеть. Это желание возродить снова человека.
О семье
Я совершенно не весёлый человек; из меня не брызжет юмор. Наверно, просто нет этого дара... А ещё я по сути — очень одинокий человек, и моё спасение — моя семья: дети и жена, которых я бесконечно люблю. Семья - моя опора в жизни. Если нет семьи, детей - какой же смысл?
Кадр из фильма "Афоня" (1975, режиссёр Георгий Данелия)
О самом знаменитом персонаже
Афоню очень любят. И меня это удивляет. Ведь подлец, отрицательный герой. Что он хорошего-то привнёс в жизнь?! Обманул хорошую, святую девочку. А потом вдруг понял... Одиночество. И заметался. Мне позвонил Данелия и спросил: "Я заканчиваю монтаж фильма. Как ты думаешь, должна вернуться Катя к нему и подарить себя, дать ему надежду на возрождение?". Я сразу сказал ему: "Не надо. Не надо этого сказочного конца". "Хорошо" — сказал он и сделал наоборот. Стоит ли Афоня такого подарка в конце истории?!
О демократии
Демократии нет, это просто красивое слово. США заявляют на весь мир о своих демократических ценностях. А фундамента у всего этого нет! Для них свет — только деньги, отсюда и агрессия их.
О патриотизме
Наше прошлое — это и есть драгоценные, золотые горы мудрости. Сколькому можно поучиться у военного поколения, сколько среди наших героев есть тех, кого можно назвать хорошими педагогами. Они собственным примером учат... России тысяча лет, и её опыт играет свою воспитательную роль. Поэтому отношение к жизни у россиян мудрое и патриотичное. К этому придёт и молодёжь наша.
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (1973, режиссёр Леонид Гайдай)
О трёх любимых народом ролях
Вообще я сыграл трех воров - Жорж Милославский, Шура Балаганов в "Золотом теленке" Швейцера, Копченый в фильме "Место встречи изменить нельзя". Три вора - и всех их любит зритель, я не понимаю почему.
О пользе цензуры
Два мира: советский и сейчас. Почему в СССР могли сделать шедевр, да еще по две три штуки в год, а сейчас сплошь коммерческое кино, которое можно посмотреть один раз? Полагаю это потому, что в СССР была цензура. Актеры были товаром штучным, отобранным. Выдержанным. Спелым.
О вере
Бывает, слышу: человек рассказывает, что зашёл в тупик, не видит просвета в жизни. Я сразу понимаю: значит, давно не был в церкви, не читал Евангелие. В Библии ведь всё написано, всё сказано. Но, к сожалению, к пониманию этого многие люди приходят только с годами. Вера должна сопровождать человека всю жизнь. Вера всегда даёт нам силы, даже в самые сложные времена.