Как "Большую перемену" чуть не сделали сначала слишком короткой, а потом – слишком длинной

ФОТО: Ekaterina Tsvetkova/Globallookpress
ФОТО: Ekaterina Tsvetkova/Globallookpress

Как "Большую перемену" чуть не сделали сначала слишком короткой, а потом – слишком длинной. У знаменитого советского телефильма о буднях вечерней школы могло быть иное содержание и другое лицо.

Как показывает практика, порой на съёмках развлекательных фильмов "лёгкого жанра" возникает больше сложностей и драматических обстоятельств, нежели при создании серьёзного кино.

Советский телевизионный фильм "Большая перемена" (1973) как раз может служить подтверждением этого неписанного и парадоксального правила. Как уже рассказывал Царьград в рубрике "Киномарафон", история о молодом учителе, попавшем в вечернюю школу к взрослым ученикам, вмещает в себя и отвращение исполнителя главной роли к проекту, и непредвиденные случаи на съёмочной площадке, едва не завершившиеся трагически.

Пришло время узнать о том, что "Большая перемена" могла выглядеть совершенно по-другому – как в плане количества серий, так и по исполнителям ролей.

Перемена могла быть ещё больше

Да и называться эта комедийно-приключенческая версия педагогической работы могла тоже иначе. К началу съёмок экранизация повести Георгия Садовникова "Иду к людям" имела утверждённое заглавие "Приключения школьного учителя". Однако после того, как о работе над фильмом сообщили в газетах, советские учителя буквально засыпали министра просвещения недовольными письмами – мол, киношники выставляют нашу работу легкомысленной, а это вовсе не приключения. По просьбе педагогов создатели картины на ходу придумали новое название.

Первоначальный план включал в себя всего две серии. Но тут вмешался редчайший й как для советского телевизионного начальства, так и для современных продюсеров случай. Отсмотрев рабочий материал, высокопоставленные чиновники настолько впечатлились увиденным, что выделили рабочее время и средства из бюджета для создания ещё двух серий. Так "Большая перемена" приобрела свой итоговый вид. А могла она быть ещё больше – сценарных наработок хватало и на пятую серию, некоторые из сцен даже были сняты. Но тут вмешалась суровая правда жизни – съёмочная группа выбрала все лимиты как по срокам, так и по деньгам, так что создавать ещё один эпизод было некогда и не на что.

Не тот Нестор Петрович

Во все эпохи существования кинематографа (исключая разве что самые первые годы, когда число вовлечённых в создание фильмов людей было крайне малым) актуальным является вопрос о том, кто мог, но в итоге не исполнил ту или иную роль.

Не исключение и "Большая перемена" – ряд персонажей могли выглядеть совершенно по-другому. И прежде всего это главный герой, учитель истории Нестор Петрович – помимо пусть с неохотой, но блестяще сыгравшего эту роль Михаила Кононова на эту творческую работу претендовали Константин Райкин, Евгений Карельских и Андрей Мягков.

По возрасту лучше всего выпускнику университета соответствовал 22-летний Райкин – однако при всех артистических достоинствах его моложавый вид не позволял увидеть в нём е учителя. Ведь буквально за пару лет до этого Константин в первом своём фильме "Завтра, третьего апреля…" сыграл шутника-старшеклассника. Константин Карельских был постарше (в 1972 году – 26 лет), но даже в свои годы выглядел уже слишком серьёзно для этой комедийной роли. Достаточно посмотреть на Карельских в  роли Игната в пятой серии телефильма "Следствие ведут ЗнаТоКи" (тот же 1972-й), чтобы понять – нет, это не Нестор Петрович.

Поработать с женой не удалось

Наиболее именитым конкурентом Кононова в борьбе за эту роль был Андрей Мягков. Пусть он ещё не сыграл в культовых комедиях Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" и "Служебный роман", но был уже узнаваемым маститым актёром. К 1972 году у него накопилась череда серьёзных персонажей, которую он стремился разбавить чем-то более лёгким, игривым -  Алёша из "Братьев Карамазовых", Герцен из "Старого дома", Аркадий Гайдар из "Серебряных труб", Барон из экранизации пьесы Горького "На дне" и даже Ленин из картины "Надежда".

И смотрелся Мягков в роли Нестора Петровича весьма убедительно – ведь по типажу это тот же герой, что Лукашин из "Иронии судьбы…" и  Новосельцев из "Служебного романа". Однако камнем преткновения стало выдвинутое актёром условие – вместе с ним, в роли Светланы Афанасьевны, должна была сниматься его супруга, артистка Анастасия Вознесенская. Режиссёр Алексей Коренев на поводу у Мягкова не пошёл – и в итоге отечественный зритель получил и полюбил Нестора Петровича в исполнении Кононова.