"Моцарт и Сальери" – как Пушкин подарил Смоктуновскому уникальную возможность

ФОТО: Zamir Usmanov/Globallookpress
ФОТО: Zamir Usmanov/Globallookpress

"Моцарт и Сальери" – как Александр Сергеевич Пушкин своим самым спорным произведением подарил Иннокентию Смоктуновскому уникальную возможность.

Несмотря на всю необычность актёрской профессии, артистам редко доводится сталкиваться по несколько раз с одним сюжетом.

Такие случаи, конечно, бывают. Царьхит уже рассказывал о занятной судьбе актрисы Светланы Крючковой, трижды попавшей в отечественные киноверсии истории о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Но чтобы один артист в разное время играл в рамках одного сюжета героев противоположных – такое нужно ещё поискать.

И мы нашли – в творческой биографии Иннокентия Смоктуновского.

Иннокентий Смоктуновский. Кадр из фильма "Дядя Ваня" (1970, режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский)

"Моцарт и Сальери" – самое противоречивое произведение Пушкина

Практически каждое сочинение А.С. Пушкина породило немало споров, догадок, попыток найти и расшифровать вторые и третьи смыслы гениального автора. Но эти дискуссии касаются творческих достоинств – а вот одна из "маленьких трагедий" великого поэта, "Моцарт и Сальери", до сих пор вызывает противоречия морального характера.

И дело не только в том, что вопрос нравственного выбора стоит в центре сюжета о взаимоотношениях двух композиторов – Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери. Кстати, именно из этого сочинения попала в русский язык и стала афоризмом фраза "Гений и злодейство – две вещи несовместные". Поклонников и исследователей творчества Пушкина до сих пор разделяет на разные лагеря вопрос – имеет ли право творец самовольно приписывать злодеяния не вымышленным персонажам, а реальным историческим людям?

Сюжет о том, что Сальери отравил Моцарта, завидуя его гениальности, не имеет ничего общего с исторической реальностью. И Моцарт не был наивным и "не от мира сего", и Сальери не являлся скучным "музыкальным математиком", и уж тем более один композитор не убивал другого. Но Пушкин гениально воплотил сюжет – и в истории мировой культуры Сальери остаётся злодеем и убийце. Даже когда в конце XX века Милош Форман снял фильм о Моцарте, он взял в качестве основы именно посеянную Александром Сергеевичем идею.

Сначала – Моцарт, потом – Сальери

В двух из экранизаций "Моцарта и Сальери"  с разницей в 17 лет и исполнил две роли Иннокентий Смоктуновский.

Как признавался сам актёр, пушкинская проблема "гения и злодейства" всегда по-особому занимала его:

Никогда не перестану восхищаться простым и мудрым драматургическим ходом сопоставления таланта Сальери – таланта мощного, осознанного всеми (и более всех владельцем), но лишь поверенного высчетом и нормой, – с минутой вдохновенною Моцарта, несущей вечность в легкости своей. Первый, мучаясь тщетно, ищет в себе гармонию созвучий, не спит всю ночь, поэтому сомнениями и завистью томим, как болью. Второй, борясь с бессонницей своею (и лишь бы как-то скоротать ночное время), родит шедевр.

Смоктуновский – Моцарт. Кадр из телепостановки "Моцарт и Сальери" (1962, режиссёр Владимир Гориккер)

Великий актёр воспользовался выпавшим ему случаем сыграть обоих героев пушкинской совсем не маленькой трагедии. В 1962 году на Рижской киностудии была снята телепостановка оперы Николая Римского-Корсакова по сочинению Пушкина. Игравшие роли Моцарта и Сальери актёры – Смоктуновский и Пётр Глебов – изображали в кадре пение, тогда как зрители слышал записанные заранее вокальные партии Сергея Лемешева и Александра Пирогова.

Смоктуновский – Сальери. Кадр из телефильма "Маленькие трагедия. Первая серия" (1979, режиссёр Михаил Швейцер).

В 1979 году Иннокентию Михайловичу довелось сыграть уже Сальери. К 180-летию со дня рождения Пушкина режиссёр Михаил Швейцер создал трёхсерийный телевизионный цикл под названием "Маленькие трагедии" (хотя не все из экранизированных произведений принадлежат к указанному пушкинскому циклу).

Отрывок "Моцарт и Сальери" вошёл в первую серия проекта – наряду со "Сценой из Фауста", незавершённой повестью "Египетские ночи" и "Гробовщиком" из серии "повести Белкина". В этот раз Смоктуновский, как и сыгравший Моцарта актёр Валерий Золотухин, пение не изображали, произнося своими голосами стихотворный текст Пушкина.