"Начало" Глеба Панфилова – как неудавшийся замысел обернулся творческим успехом

ФОТО: Mikola Gnisyuk/Globallookpress
ФОТО: Mikola Gnisyuk/Globallookpress

Фильм "Начало" (1970) Глеба Панфилова – один из наиболее показательных примеров в истории мирового кино, как неудавшийся замысел обернулся итоговым творческим успехом.

При словосочетании "фильм "Начало" подавляющее большинство современных любителей кино вспоминают одноимённую картину Кристофера Нолана 2010 года выпуска. Однако в истории отечественного кинематографа существует кинолента с таким же названием, которая по своей оригинальности и культурному значению как минимум не уступает культовому голливудскому проекту.

Речь, разумеется, о фильме Глеба Панфилова "Начало" (1970) с трудноопределимым жанром и с Инной Чуриковой в главной роли.

Фильм без жанра

Подобрать к этой ленте тот или иной определённый жанр действительно весьма трудно.

Речь идёт об истории провинциальной ткачихи Паши Строгановой, которая разрывается между вроде бы наивными, но при этом нешуточными страстями в любовном треугольнике, и своей страстью к актёрской игре в любительском драматическом кружке. В какой-то момент артистический талант приводит ткачиху без какого-либо специального образования на главную роль в исторической драме о Жанне д'Арк – но и после творческого триумфа жизнь не обещает героине совсем уж безоблачных перспектив.

 

Кадр из фильма "Начало" (1970, режиссёр Глеб Панфилов)

Вот и вопрос – к какому жанру отнести такой сюжет? К мелодраме? Ведь роман Паши с женатым зоотехником это классическая история запретной несчастной любви. К комедии? Героиня Чуриковой постоянно попадает в нелепые ситуации, везде она не на своём месте. К причудливой детективной истории? Приём "фильм в фильме" позволяет постоянно нагнетать интригу? К психологической драме? Оба заглавных персонажа проходят запутанный и мучительный путь осознания себя. К историческому эпосу? История Жанны до сих пор остаётся одной из главных загадок мировой истории.

Автобиографический фильм о событиях 500-летней давности

Невозможность жанрового самоопределения "Начала" имеет объяснение – жизнь ведь тоже не подлежит чёткому разделению на жанры. А то, что для создателей картины, режиссёра и сценариста Глеба Панфилова и актрисы Инны Чуриковой этот фильм является почти автобиографическим, они никогда и не скрывали.

Панфилов разглядел в Чуриковой потенциал Жанны д'Арк, а актриса зажглась мечтой сыграть этого персонажа, уже во время работы над предыдущим, первым совместным фильмом этого союза – драмой "В огне броду нет" (1967). Союз режиссёра и актрисы превратился в семейный как раз перед съёмками "Начала" – и фильм, пожалуй, можно считать первым "ребёнком" четы. "Ребёнком", который дался очень непросто.

Дело в том, что сама идея киноповествования о Жанне никак не находила поддержки у советского начальства. Что именно смущало чиновников от кинематографа, сказать трудно. Возможно, негативно воспринимался ярко выраженный религиозный мотив в биографии Орлеанской девы. Сам Панфилов полагал, что решающим стал "антипатриотический" характер сюжета – мол, чего это мы будем снимать про Францию, нужна свою история и родная героиня.

 

Кадр из фильма "Начало" (1970, режиссёр Глеб Панфилов)

При этом никаких официальных идеологических нареканий и запретов в адрес сценарных наработок Панфилова не было – руководство киностудии просто ссылалось на ограниченность финансирования. В итоге минимальный стартовый бюджет на производство был формально получен, но с прицелом на совместный проект с французскими киношниками. Однако те ориентировались на коммерческую привлекательность фильма для западной аудитории. А для этого на главную роль требовалась звезда с мировым именем. И эти мировые имен а звучали – предлагались кандидатуры Катрин Денёв, Ванессы Редгрейв.

Баба Яга как путёвка в жизнь

Но для Панфилова было принципиальным создать фильм с Чуриковой в главной роли, а для Инны Михайловны образ Жанны стал почти навязчивой идеей. Не случайно она отказывалась от главных ролей в фильмах, предполагавших длительный съёмочный период – боялась, что вот-вот появится возможность снять "ту самую картину", а времени как назло не будет.

В итоге Панфилов решил снимать историю о д'Арк как составную часть двойного сюжета – о французской средневековой героине и современной ткачихе из небольшого городка. И такой вариант оказался идеальным. Нет сомнений, что "монолитная" история о Жанне получилась бы весьма драматичной – но тогда не было бы множества биографических моментов, позволивших Чуриковой во всей красе проявить комедийные грани своего таланта.

Например, сюжетная линия о том, как ткачиху Пашу замечает в образе Бабы Яги в любительском спектакле заезжий столичный режиссёр, после чего приглашает её в настоящее кино, это по сути цитата из истории знакомства Панфилова и Чуриковой. После окончания театрального училища имени Щепкина Чурикова попала по распределению в Московский театр юного зрителя, где её "козырными" ролями были колдуньи и прочая игривая нечисть. В одном из таких спектаклей её и увидел готовящийся к съёмкам своего первого полнометражного фильма Глеб Панфилов.