Нередко так бывает, что даже у самых замечательных актёров самой известной в послужном списке оказывается одна из первых ролей. Одним из таких является народный артист России Евгений Стеблов.
На счету родившегося в 1945 году актёра уже более 80 ролей в кино (не считая телеспектаклей), он создал множество замечательных образов на сцене Театра имени Моссовета, где служит с 1969 года. Евгений Юрьевич сыграл немало выдающихся ролей, в том числе во многих фильмах своего друга Никиты Михалкова (от "Рабы любви" до "Сибирского цирюльника").
Но при всём при этом первый фильм, который зритель называет при упоминании имени Светлова, это в 9 случаях из 10 комедия Георгия Данелии "Я шагаю по Москве". Уж слишком знаменитый это фильм и уж слишком яркий, построенный на явном противопоставлении темпераментов, получился в нём актёрский дуэт Светлова с тем же самым Михалковым.
Представляем некоторые цитаты Евгения Светлова.
О деградации культуры
В мире сейчас культурная деградация. Везде. Массовая культура доминирует, все упрощает, делает утилитарным. Последствия очевидны, мы их расхлебываем. Но это дело наживное. Я всегда говорю студентам: актерский факультет дает хорошее гуманитарное образование, если относиться к учебе добросовестно.
О давних семейных связях с Никитой Михалковым
Наши предки были знакомы в Рыбинске в конце ХIХ — начале ХХ века. Мой прадед Пал Палыч Стеблов — действительный статский советник, директор двух гимназий, председатель Городской думы. Сергей Владимирович Михалков, двоюродный дед Никиты, — предводитель дворянства...
С Никитой Михалковым в самой знаменитой своей картине. Кадр из фильма "Я шагаю по Москве" (1963, режиссёр Георгий Данелия)
О слишком активных мужчинах
Обилие женщин у одного мужчины — следствие несостоятельности в любви. Это несчастные люди. Лично у меня это вызывает недоумение. Считаю, что мужчины, которые постоянно меняют объект своего внимания, делают это от недостатка фантазии.
О работе ради денег
К счастью, заработок в кино никогда не был для меня главным. Я давно понял, что, если соглашаюсь ради денег, а материал не нравится, все рассыпается. Если же исхожу из творческого интереса — и результат приличный, и гонорар. И по факту, кинолент все равно достаточно...
О комплиментах
Я вообще спокойно отношусь к комплиментам, как к одному из обязательных атрибутов нашей профессии. Но некоторыми лестными отзывами дорожу. Михаил Ильич Ромм после "Я шагаю по Москве" сказал, что я должен играть Достоевского. И провидцем оказался. Очень люблю Федора Михайловича. Играл Алешу Карамазова, Ростанева в "Фоме Опискине". А во время перестройки в одной из центральных газет даже опубликовал большую статью о юморе Достоевского.
Кадр из телефильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей" (1981, режиссёр Игорь Масленников)
Об Интернете
Интернетом не пользуюсь. А зачем? Я с 17 лет — публичный человек. Про меня все известно. И я спокойно к этому отношусь. Скрывать мне нечего. Но и читать, что пишут о моей персоне, неинтересно. Живу по принципу: делай, что должно, и будь что будет. Публичности достаточно, иной раз даже чересчур. Изливать душу в Сети потребности нет. Для этого есть сцена, экран, литература.
О приходе к вере
Подтолкнула автомобильная катастрофа, в которую я попал, возвращаясь со съёмок в Праге. Пришлось тогда перенести три операции. Знаете, как бывает: живёшь, живёшь ‒ и вдруг стоп. А Православие стало для меня естественным выбором, который ещё в детстве был определён звоном колоколов.
О смерти кино
Еще в 1970-е почувствовал, что кино перестает быть доминирующим фактором общественного сознания. А потом Георгий Николаевич Данелия, крестный в кино, подтвердил мою мысль. Вернувшись с похорон Федерико Феллини, он сказал: "Это были похороны кинематографа". Сейчас кругом сплошная информация.
Об артистах
Вообще-то артисты — замечательный народ. Если заняты делом. Но, не дай Бог, испытывают дефицит ролей, играют не то, что хочется. Тогда-то и начинаются интриги. Все-таки у нас среда гипертрофированного тщеславия. Слава тебе, Господи, в свое время я понял, что нет прямой взаимосвязи между дарованием и успехом. Это разные Божьи дары. Или испытания.
В фильме "Медный всадник России", 2019. ФОТО: A Round Table Company)/Globallookpress
О вере и рациональности
Вообще, мне никогда не была свойственна постановка рациональных целей. Думаю, что я всегда был верующим человеком, просто не знал этого. Всегда пытался почувствовать течение жизни. И когда я начинаю суетиться, дергаться, то всегда говорю: "Господи, пусть будет не так как мне нужно, а как нужно тебе»" И после этого приходит такой вариант, до которого бы ты сам и не додумался.
О своей жизни
Грех жаловаться. Я поступил в институт в 16 лет — и был счастлив. В 17 лет начал сниматься, и к окончанию Щукинского училища имел за плечами четыре главные роли и одну локальную. В 1966-м началась моя театральная судьба. Спустя три года пришел в Театр имени Моссовета, где служу до сих пор. Было множество ролей. В основном центральных. Но я никогда не стремился сыграть как можно больше. Каждому человеку Господь посылает свою судьбу. Наивно представлять себе абстрактные схемы и стремиться к их исполнению. Надо в этой жизни быть счастливым, а не в какой-то другой.