Картина Акиры Куросавы "Семь самураев" (1954) оказала настолько значительное влияние на мировой кинематограф, что давно уже разобрана "по косточкам" – по каждому отдельному кадру и слову.
Относительно фильма, действие которого разворачивается вокруг группы самураев (хотя название "Семь самураев" не совсем правильное), вставших на защиту деревни от грабителей, разумно предположить, что он носит исключительно японский характер. Равно как и напрашивается вывод, что главные герои повествования – самураи. Однако не всё так однозначно по обоим пунктам…
Кадр из фильма "Семь самураев" (1954, режиссёр Акира Куросава)
Американские корни и побеги японской саги
Задумывая новый фильм, Куросава хотел попробовать свои силы в популярном киножанре тех лет, известном как дзидайгэки. Это были сюжеты, наполненные экшеном и воспеванием благородства самураев, верных своему кодексу чести. По сути – аналог современных боевиков, только со специфическими героями.
Режиссёр решил придать легковесному жанру философскую глубину, сохранив при этом привлекательные для широкой аудитории приключения и боевые сцены. И вдохновением в этом творческом решении для Куросавы стали классические голливудские вестерны. Точнее – фильмы классика американского кино режиссёра Джона Форда.
Один из вестернов Джона Форда, повлиявших на Куросаву при создании "Семи самураев". Кадр из фильма "Рио-Гранде" (1950, режиссёр Джон Форд).
Именно вестерны Форда продемонстрировали Куросаве, как можно с помощью классических киносредств – стабильное положение камеры, монтаж с минимальным количеством "склеек", сочетание панорамных кадров с крупными планами актёров – создать повествование, одновременно психологически напряжённое и наполненное действием.
Забавно, что "Семь самураев" стали новым толчком для развития того самого жанра голливудского вестерна, на который ориентировался сам Куросава – в США создали вольный ремейк истории семерых благородных защитников, ставшую мировым хитом "Великолепную семёрку".
Самураи победили – но победители не они
Несмотря на название и сюжетное содержание картины "Семь самураев", Куросава "запрятал" в неё ещё и философско осмысление происходящих на его глазах событий. После окончания Второй Мировой войны традиционное японское общество стремительно разрушалось – и самурайский дух, несмотря на активную эксплуатацию этой темы в культуре, погибал в первую очередь.
Кадр из фильма "Семь самураев" (1954, режиссёр Акира Куросава)
Японская Империя в первой половине XX века, несмотря на стремительную индустриализацию, всё ещё основывалась на средневековом обществе, главную роль в котором играли именно военно-чиновничье сословие самураев. Поражение в войне и фактическая оккупация Японии американской армией (которая длится до сих пор) означали, что самураи со своей задачей не справились и японское общество будет "переделано" на западный лад.
Именно это ощущение обречённости самураев как основы национальной итогом фильма Куросавы. Причём режиссёр акцентирует двойное поражение самураев – военно-техническое (от огнестрельного оружия) и духовно-историческое (в сравнении с крестьянами).
После уничтожения угрожавших деревне грабителей крестьяне принимаются за свою вечную работу – выращивание риса. Кадр из фильма "Семь самураев" (1954, режиссёр Акира Куросава)
В ходе фильма особо подчёркивается, что самураи и уже появившиеся в Японии огнестрельное оружие находятся по разные "стороны баррикад". Они не пользуются ружьями, напротив – погибшие герои умирают именно от пуль, выпущенных бандитами.
Финал же фильма явно демонстрирует, кто является главными победителями истории. Это крестьяне, которым теперь никто не мешает заниматься их тяжёлым трудом, на результатах которого и основана вся Япония. Самураи сделали своё дело – самураи либо умерли, либо уходят.