В 1950-х-60-х годах одним из главных в отечественном кино было так называемое "производственное" направление. Фильмы такого толка фокусировали внимание зрителя на трудовых подвигах советского народа и были призваны вдохновлять аудиторию на "построение коммунизма".
Нередко подобные киноленты были шаблонными, с одинаковыми сюжетными поворотами и типажными персонажами. Однако преимуществом "производственных фильмов" было их жанровое разнообразие. Режиссёры умудрялись снимать на основе "трудовой драматургии" не только настоящие шедевры романтического кино (причём разного – от лирической "Весны на Заречной улице" до комедийных "Девчат"), но и отличные детективные произведения.
Такие, как картина Владимира Назарова "Хозяин тайги" (1969).
Таёжный триллер
Фильм, основанный на повести Бориса Можаева "Власть тайги", приоткрывал перед аудиторией окно в трудовую жизнь сплавщиков – работников, сплавлявших спиленный лес по таёжным сибирским рекам. В центре сюжета находится противостояние между участковым милиционером, старшиной Василием Серёжкиным, и бригадиром сплавщиков Иваном Рябым, суровым мужчиной с гитарой в руках (сейчас бы этого персонажа непременно назвали бы "мачо").
Сложно сказать, какова была бы судьба этой картины, сценарий которой незатейливо закручивается вокруг кражи в поселковом таёжном магазине – если бы не два судьбоносных обстоятельства.
Обстоятельство первое – Золотухин
В литературном первоисточнике старшина Серёжкин изображён так, что к нему вполне подходит определение "нормальный среднестатистический милиционер". Однако режиссёр Назаров пригласил на эту роль молодого актёра Театра на Таганке Валерия Золотухина – и особенности его артистического темперамента привели к кардинальному изменению образа героя.
Кадр из фильма "Хозяин тайги" (1969, режиссёр Владимир Назаров)
Назаров и Золотухин уже работали вместе – режиссёр утвердил артиста на главную роль в телефильме "Пакет" (1965), благодаря которому о Валерии впервые узнала широкая аудитория. Опыт совместной работы настолько впечатлил постановщика, что тот видел в образе старшины Серёжкина только Золотухина. А актёр, в свою очередь, превратил своего персонажа из будничного участкового в почти что сказочного персонажа. В своего рода Иванушку-дурачка, которого сперва никто не воспринимает всерьёз, но который благодаря своему уму, честности и открытости достигает своей цели.
Такой милиционер настолько полюбился публике, что по просьбам зрителей было снято ещё две кинокартины о приключениях Серёжкина – "Пропажа свидетеля" (1971) и "Предварительное расследование".
Обстоятельство второе – Высоцкий
Коллегой Золотухина по труппе Театра на Таганке был Владимир Высоцкий – и в те годы два выдающихся артиста были особенно дружны. Настолько, что условились по возможности сниматься вместе во всех кинофильмах, куда удалось бы попасть одному из них.
Кадр из фильма "Хозяин тайги" (1969, режиссёр Владимир Назаров)
И Золотухин не подвёл Высоцкого – именно Валерий добился того, чтобы Владимира утвердили в "Хозяине тайги" на вторую ведущую роль, брутального бригадира Рябого. Золотухин в какой-то момент даже поставил вопрос ребром перед Назаровым – или Высоцкого берут в картину, или он отказывается от роли Серёжкина. Режиссёр, крайне заинтересованный в Валерии как исполнителе главной роли, согласился на этот "шантаж".
Как популярность Высоцкого конвертировалась в продукты питания
Впрочем, говорить о том, что Высоцкий попал в фильм "по блату", не приходится – быстро стало ясно, что актёр отлично попадает в образ Рябого. К тому же он привнёс в картину музыкальную составляющую, сочинив для фильма три песни, из которых в окончательный монтаж попали две. В начале ленты Высоцкий исполняет своего рода таёжный романс "Если я богат, как царь морской…", а ближе к финалу из уст его персонажа звучит ироничная композиция "На реке ль, на озере…".
Кадр из фильма "Хозяин тайги" (1969, режиссёр Владимир Назаров)
К тому же присутствие Высоцкого на съёмочной площадке оказалось весьма выгодным для киношников, в первую очередь для Золотухина. "Хозяин тайги" снимался летом 1968 году в селе Выезжий лог Красноярского края – а Высоцкий уже обрёл первую широкую известность как киноартист и автор-исполнитель песен. В частности, уже вышел на экраны фильм Станислава Говорухина "Вертикаль" (1967).
Поэтому местные жители использовали любую возможность, чтобы поглядеть поближе на "живого Высоцкого". Золотухин, по собственным воспоминаниям, быстро сообразил, как это можно использовать – и стал договариваться с местными, когда будет выходить с другом на крыльцо дома, в котором жили артисты в период съёмок. За "лучшие места" в ближайших кустах Золотухин получал от "зрителей" молоко, сметану, а иногда и кое-что покрепче. Правда, когда Высоцкий узнал об этом "бизнесе" Золотухина, "спектакли" прекратились.