Принято считать, что режиссёры, в отличие от тех же актёров, люди куда более размеренные, приземлённые. И жизнь у них, соответственно, куда более скучная, чем наполненная творческими терзаниями, поисками и парадоксами жизнь кинозвёзд.
Личность и судьба Владимира Бортко категорически опровергает подобные стереотипы. Достаточно начать с того, что он, родившийся в 1946 году в семье театрального режиссёра и актрисы, первоначально категорически не хотел следовать по "наследственной" творческой линии – и сперва отучился в геологоразведочном техникуме, после отслужил в армии, а затем отправился трудиться техником-электриком.
Но режиссёрское призвание всё-таки взяло своё – и за полвека Бортко снял уже более 20 кинокартин, телефильмов и сериалов. Характерно, что при беглом обзоре его творчества может показаться, будто речь идёт о нескольких разных режиссёрах.
Владимир Бортко, 2017 год. ФОТО: Photoagency Interpress/Globallookpres
Начинал Владимир Владимирович в 1970-е с типичных советских "производственных драм". В 1980-е прославился с комедийной мелодрамой "Блондинка за углом". Вошёл в историю как один из главных специалистов по экранизации русской классической литературы – "Собачье сердце", "Идиот", "Мастер и Маргарита", "Тарас Бульба". И при этом именно Бортко стоял у истоков современного отечественного "сериального производства" – такие проекты, как "Улицы разбитых фонарей" и "Бандитский Петербург" создавались при его непосредственном участии.
Такой вот он многогранный, Владимир Бортко. И его цитаты это подтверждают.
О чтении классики
Классику нужно читать. Именно читать! Никакая экранизация не заменит первоисточника! Пусть читают, даже если они при этом до конца не понимают, о чем именно пытается рассказать автор. Но зато потом, став взрослыми, приобретя некоторый жизненный опыт, они как-нибудь возвратятся к тому, что учили в школе.
О боли
Если меня можно назвать хоть каким-то художником, то я должен критически относиться к существующей действительности. Ибо художник чувствует боль. Стараюсь произносить эти слова иронично, но тем не менее это так ― художник обязан чувствовать боль!
Кадр из телефильма "Собачье сердце" (1988, режиссёр Владимир Бортко)
О главной идее повести Булгакова "Собачье сердце"
Не надо переделывать собаку в человека, а человека — в собаку. Ничего хорошего из этого не получится.
О национальной идее
Самая главная национальная идея России — это любить свою многострадальную Родину, которая выдерживала столько, сколько не выдерживал ни один народ на свете. Может быть, мы не самый приятный народ в общении, но в том, что мы храним себя, своих детей и свою Родину, есть большая наша заслуга — тех, кто жили до нас, тех, кто живёт сейчас, и тех, кто будет жить после.
О трудных талантах
Работать с талантливыми людьми трудно, а у меня на съемочной площадке их много. Но, поверьте, это существенно интереснее, нежели иметь дело с покладистой бездарностью.
О кино
Раньше в кино ходили, чтобы получить ответы на вопросы, которые сложнее, чем просто поесть или развлечься. А сейчас - пойдем, поржем… Это не значит, что такого не должно быть. Да ради Бога, почему же лишать людей удовольствия. Но параллельно должно быть еще что-то: серьезное, заставляющее думать...
Первый, классический состав легендарной истории. Кадр из сериала "Улицы разбитых фонарей" (1998, сезон 1)
О спасительных сериалах
Моя судьба сложилась так, что с 1992-го по 1996 год я вообще ничего не делал. Абсолютно ничего. Помирал с голоду со своей женой. И тут вдруг пришел человек по имени Александр Капица, который до этого был директором съемочной группы, и говорит: "Давайте сделаем сериал, я нашел замечательного автора, Андрея Кивинова". Он созвал нас, человек пять голодных режиссеров, и это положило начало "Улицам разбитых фонарей", с которых все и пошло.
О либералах
Странная вещь — русский либерал. Это единственный человек в мире, который ненавидит и бьёт свою мать, свою землю. И малейшая её ошибка — он начинает хохотать, потирать потные ручонки, дико радуется по этому поводу, забывая, что это его мать.
О любви
Что такое любовь? В седьмом классе мы отвечали так: желание двух дураков сделать третьего. Сейчас скажу иначе: это помешательство со знаком плюс.
О неправильной цитате Достоевского
Это заблуждение, что Достоевский утверждал: "Красота спасет мир". Ничего подобного! Это говорил князь Мышкин, а точнее, Аглая. Младшая Епанчина заявила: "Если вы завтра начнете говорить об экономическом положении России, или о смертной казни, или о том, что красота спасет мир, - больше ко мне не приходите". То есть Достоевский говорил об этом весьма иронично.
Кадр из телефильма "Идиот" (2003, режиссёр Владимир Бортко)
О телевидении
Телевидение несет дополнительную возможность подробного рассказа. Ну например, ваш покорный слуга не взялся бы снимать кинофильм под названием "Идиот" — получился бы в лучшем случае краткий пересказ содержания. А вот тот "Идиот", который я хотел рассказать, укладывается в десять серий.
О природе человека
Смотрите: шесть тысяч лет существует человеческая цивилизация. И все шесть тысяч лет продолжается одно и то же: человек человеку остается волком. Хочешь жить лучше? Отними у другого то, чего нет у тебя. Вы посмотрите вокруг ― мир стремительно меняется. Меняется так, что мы порой не знаем, как реагировать на эти изменения. Но при этом кто-то стал добрее? Или перестал грабить другого? Нет!