Картина Ильи Фрэза "Приключения жёлтого чемоданчика" (1970) – удачный пример совмещения сказочной атмосферы, комедийного жанра и современного (для тех лет, разумеется) антуража. Экранизация повести Софьи Прокофьевой о волшебном докторе, потерявшем жёлтый чемоданчик со своими лекарствами (от трусости, болтливости, лени, плаксивости и т.д.), стала наглядным доказательством юному советскому зрителю, что в его жизни тоже есть место настоящей сказке.
В материале специальной рубрики Царьграда вы можете прочитать о том, как в этом вроде бы безобидном фильме актёрам довелось выполнять опасные трюки. Сегодняшний наш рассказ – об исполнителях главных детских ролей и о местах съёмок картины "Приключения жёлтого чемоданчика".
Блестящий старт несостоявшихся карьер
Сюжет закручен вокруг чемоданчика, в котором находятся лекарства, способные помочь мальчику Пете и девочке Томе. Беда Пети – в его удивительной трусости: молодой человек настолько всего боится, что его даже дома одного оставлять нельзя.
В кино нет мелочей – тем более, когда речь идёт об ушах. Кадр из фильма "Приключения жёлтого чемоданчика" (1970, режиссёр Илья Фрэз)
Роль Петьки стала дебютной для 11-летнего Андрея Громова. Через год мальчик сыграл небольшую, но заметную роль внука главных героев в ленте "Офицеры", однако открывавшиеся артистические перспективы его не вдохновили. После окончания школы Громов поступил в МГИМО, стал дипломатом, работал в посольствах нашей страны за рубежом. По его собственным воспоминаниям, на пробах он очень волновался и забыл почти все выученные басни и стихи – но режиссёра подкупили его очаровательные, торчащие в разные стороны уши.
Слезами горю не поможешь – а вот киносъёмкам очень даже. Кадр из фильма "Приключения жёлтого чемоданчика" (1970, режиссёр Илья Фрэз)
Виктория Чернакова исполнила роль девочки-несмеяны Томы, которая почему-то всё время грустила и почти непрерывно плакала. Именно её отец, отважный лётчик по фамилии Верёвки, пришёл к волшебному доктору за помощью – так и перепутались два с виду одинаковых жёлтых чемоданчика.
На момент съёмок Вике было всего 9 лет, для неё это тоже был первый опыт работы в кино. Для своей героини она подходила идеально – её выбрали из других претенденток за врождённый талант "плакать по сигналу". Девочка могла "пустить слезу" в любой момент – для её персонажа незаменимое умение. После "Приключений жёлтого чемоданчика" Чернакова снялась в ещё одной незначительной роли и на этом с кино покончила, выбрав научную сферу деятельности.
Как из "почти трёх" городов сделать один
Ещё одним из условий чудесной и при этом современной атмосферы фильма стали места съёмок. Уже по первым кадрам картины очевидно, что перед нами явно город с богатой средневековой, причём европейской, историей. Всё верно – это столица тогдашней Эстонкой ССР, город Таллин, который часто становился местом действия советских киносказок (например, фильм "Город мастеров").
Очевидно, что перед зрителем отнюдь не спальный микрорайон новостроек. Кадр из фильма "Приключения жёлтого чемоданчика" (1970, режиссёр Илья Фрэз)
Однако исторический центр, Старый город, стал не единственным местом съёмок в Таллине. Попали в него и новые (как наверняка сказали бы в современной Эстонии – "построенные проклятыми русскими оккупантами") кварталы. Несколько эпизодов съёмочная группа запечатлела на плёнку в микрорайоне под названием Мустамяэ. В частности, здесь была создана слегка психоделическая сцена, когда доктора и Петю преследует целая толпа людей – и все до одного с жёлтыми чемоданчиками.
Кошмар доктора стал явью в одном из новых районов Таллина. Кадр из фильма "Приключения жёлтого чемоданчика" (1970, режиссёр Илья Фрэз)
Но всё же основную часть "современных" городских сцен снимали уже в Москве. Здесь танцевала на крыше пятиэтажки бабушка Томы в исполнении Татьяны Пельтцер (район Медведково). В столице были сняты все "придорожные" эпизоды – как доктор и бабушка сначала пытаются поймать попутку, а затем едут на крыше троллейбуса; перемещение в том же транспорте Пети и Томы.
Кадр из фильма "Приключения жёлтого чемоданчика" (1970, режиссёр Илья Фрэз)
Наиболее интересным представляется короткий, в несколько секунд, эпизод с фасадом цирка, к которому подъезжают доктор, папа и бабушка Томы и мама Пети, чтобы предотвратить нечто ужасное. Дело в том, что вид цирка это продвинутые спецэффекты того времени – в действительности перед нами вход на Черёмушкинский рынок. Характерный купол и святящаяся надпись "Цирк" были сняты в другом месте и "добавлены" с помощью техники комбинированного кадра.