Предыдущий материал "Царьхита", посвящённый легендарному фильму Акиры Куросавы "Семь самураев" (1954), рассказал о неожиданных голливудских корнях рассказа из суровой жизни средневековой Японии и о неожиданных победителях показанной в картине схватки.
Пришло время поговорить об одном из важных, но малозаметных элементов сюжета "Семи самураев" – об огнестрельном оружии, его военной роли и символическом значении в этой героической истории.
Достаточно два ружья
Обычно самурайская Япония ассоциируется с холодным оружием (знаменитые мечи), в крайнем случае с копьями, луками и стрелами. Огнестрельное оружие принято считать приметой западной цивилизации – а если "открытие" Японии состоялось в середине XIX века, то логично предположить, что ружья и пушки появились на островах именно тогда.
Классическое представление о войне в самурайскую эпоху – мечи, копья и смелость настоящего воина. Кадр из фильма "Семь самураев" (1954, режиссёр Акира Куросава).
В действительно всё сложнее и интереснее. В картине "Семь самураев" ружья (более корректно называть их мушкетами) присутствуют и активно используются, пусть и лишь одной из противоборствующих сторон. И в этом нет никакого ляпа и исторического несоответствия. Как уже успели установить, действие фильма разворачивается в 1586 году – а к тому времени японцы уже более 40 лет были знакомы с огнестрельным оружием.
В 1543 году на одном из островов японского архипелага высадились португальцы, у которых с собой были аркебузы (то есть ружьё, воспламенение пороха в котором достигается с помощью зажжённого фитиля, а пуля заряжается через ствол). Местный аристократ быстро понял, в чём преимущество невиданной ранее "стреляющей железной палки" и купил у европейцев две аркебузы. Считанные годы понадобились местным жителям, чтобы скопировать оружие и наладить производство собственных мушкетов, прозванных танэгасима (по названию одноимённого острова).
Мечи – для честных воинов, "огнестрел" – для бандитов
Итак, с огнестрельным оружием разобрались – в сражении семи нанятых крестьянами воинов против банды разбойников мушкеты использовались на полном основании. Но почему из них стреляли только бандиты? Неужто всё дело в том, что защитники деревни не сумели раздобыть себе столь смертоносное оружие?
Отчасти отсутствие танэгасима у самураев и крестьян может объясняться дороговизной ружей – еле насобиравшие средства для найма нескольких воинов бедняки просто не имели денег для покупки мушкетов. Но главный мотив такого расклада сил не финансовый, а идеологический.
Неполноценный, но всё-таки "самурай по духу" Кикутиё с мечом (слева) против бандита с ружьём (справа). Кадр из фильма "Семь самураев" (1954, режиссёр Акира Куросава).
Для Акиры Куросавы появление в Японии огнестрельного оружия стало главной причиной заката самурайской эпохи. Возможность убить врага на значительном расстоянии (особенно если речь идёт о шеренгах стрелков, создающих настоящую "стену огня") резко снижала ценность схватки на мечах. Следовательно, постепенно утрачивали своё ключевое значение и владевшие мечами воины – самураи и связанная с ними культура и философия.
Поэтому в фильме "Семь самураев" из мушкетов стреляют только бандиты – ведь это "неправильное, бесчестное" с точки зрения истинного воина оружие. И именно от пуль, а не от мечей, стрел или копий, гибнут четверо положительных героев. Это противопоставление самураев и огнестрельного оружия найдёт отражение и в других, более поздних картинах Куросавы – например, в "Телохранителе" и "Тени воина".