Есть в истории отечественного кино и театра имена, настолько самодостаточные и весомые, что любые дополнительные комментарии к ним излишни. К таковым, без сомнения, принадлежит имя Михаила Ульянова (1927 - 2007).
Народный артист СССР, сыгравший около 100 ролей на кино- и телеэкране. Один из столпов отечественной театральной жизни, худрук московского Театра имени Вахтангова на протяжении 30 лет, до самого момента смерти. Актёр, способный филигранно воплощать любой образ – от патетических и пафосных до драматических и комедийных. Наконец, настолько органичный (и частый) исполнитель роли маршала Жукова, что в народном сознании, пожалуй, великий военачальник выглядит не как настоящий Георгий Константинович, а именно как артист Ульянов.
Цитаты Михаила Ульянова
О первом впечатлении от столицы
Москва и Курский вокзал ошеломили меня [после приезда из Омска]. Такая толчея, такие кругом удивленно-испуганные глаза, столько народу! Сначала я даже растерялся, а затем, несколько придя в себя, отправился в Сокольники, где жила женщина, обещавшая отцу приютить меня. Старый двухэтажный дом стоял в глубине двора, дом с запахом керосинок, со скрипучими лестницами на второй этаж. […] Я не умел запросто заговорить с незнакомым человеком и ходил по Москве, произнося только самые необходимые слова: "Пожалуйста, один билет" или "Сколько стоит суп?". Когда деньги закончились и суп покупать стало не на что, я молчал уже целыми днями.
Об умении быть счастливым
Если человек умеет удивляться, восхищаться, радоваться красоте, радоваться таланту – этот человек счастливый, для него жизнь интересна, она всегда для него по-новому открывается, всегда неожиданна. Я завидую таким людям, сохранившим детское восприятие мира. Несчастны те, кого не радуют восходы, не трогают красота и талант, сердит неожиданность.
Кадр из фильма "Добровольцы" (1958, режиссёр Юрий Егоров)
О жалких актёрах
Нет более жалкой картины, чем пыжащийся актёр, говорящий не своим голосом. На это так тяжело и стыдно смотреть, как на подкрашивающихся стариков.
О настоящей культуре
Говоря о культуре, стоит заметить, что это не просто начитанность, знание текстов, фактов, картин, музыкальных произведений и так далее. Я знаю очень много начитанных людей, но таких мерзавцев, не приведи Господи. И напротив, сколько встретил я, особенно когда снимался в фильме "Председатель", в деревне тёмных старух — благороднейших, человечнейших, интеллигентнейших, если вложить в это слово то понятие, что человек думает прежде всего не о себе, а о стоящих рядом, о других. У них был и такт, и добро, хотя жизнь у них всех сложилась сумасшедше тяжёлая. Особенно после войны.
О "Братьях Карамазовых" и Достоевском
"Братья Карамазовы" и вообще Достоевский, это вершина актерского напряжения. Не постижения – постичь этот мир, может быть, дано только гению, адекватному Федору Михайловичу. Мы можем только приблизиться к пониманию Достоевского. Для актера проба, так сказать, пера на Достоевском – великая школа. Нынче мало кто читает Достоевского, а если и читают, то редко. А читать его надо, ибо там можно найти освещение того, что происходит сейчас по крайней мере в душах людей…
Кадр из фильма "Братья Карамазовы" (1968, режиссёр Иван Пырьев)
О таланте
Гению позволено многое – но там, где талант, должна быть и совесть. Сейчас – везде вседозволенность и безнаказанность. Печально. А весь ужас в том, что при такой дозволенности каждый человек думает: "А вот он, на экране, так может себя вести, а я нет? Он что, лучше меня?".
Об актёре-гражданине
Ты можешь быть неважным по характеру человеком, но гражданином быть обязан. И актёр обязан быть гражданином, может быть, более чем кто-либо другой. Чем дольше я работаю в театре, тем больше убеждаюсь в уникальности моей профессии. Разве не поразительна сама возможность выступать перед тысячной, а то и миллионной аудиторией, утверждая или отрицая то или иное положение, проблему, мысль?
О семейном счастье
Вообще никакого особого секрета семейного счастья нет. Наверное, есть умение уступать, в нужный момент уйти в сторону. У меня очень хорошая семья. Я люблю жену Аллу Петровну, дочку Лену, внучку Лизу. Так и должно быть. А если что случается, то ничего страшного.
В киноэпопее "Освобождение" Михаил Ульянов впервые исполнил роль Георгия Жукова. Знаменитого маршала актёр сыграл в 13 картинах. Кадр из цикла "Освобождение", фильм 4 "Битва за Берлин" (1971, режиссёр Юрий Озеров)
О последних годах жизни
Я сейчас не снимаюсь. В последнее время мне не предлагали роли. Это связано с некоторыми проблемами в моей жизни. Я не востребован сейчас, хотя раньше много работал. Баталов не играет, Яковлев не играет – целое поколение актеров. Я думаю, что это нормально. Выросло новое поколение, которое тянет на себя репертуар. Другой вопрос, какого качества эти работы. Я не говорю, что сейчас нет достойных актеров. Есть. Вот, например, Женя Миронов, Максим Суханов, Сергей Маковецкий, Маша Аронова. Сегодняшние актеры – роскошные, но живут в сложное время. Они живут вразнос. Их жизнь заставила: хочешь бежать – беги, не можешь, отстал – не задерживай движение. Скорее, скорее, скорее… Это создает спешливость. А в искусстве все-таки нужно оглядеться. Найти какие-то вечные вещи в этом невечном мире.
О задаче искусства
Мне думается, что и литература, и театр, и вообще искусство нужны сами по себе для того, чтобы увеличить, прибавить количество доброты на свете. Чтобы люди могли черпать из этого источника правды и справедливости, веры и любви кто сколько может.
Кадр из фильма "Ворошиловский стрелок" (1999, режиссёр Станислав Говорухин)
О жизни и профессии
Частная моя жизнь интересна только мне и моим самым близким. Что бы ни сказал о них – все равно это будет и обо мне. А я ничего сверх положенного здесь не сотворил. Только то, что написано на роду. Если же говорить про театр – про Театр ли Вахтангова, или про Театр как явление в нашей жизни, – это опять же будет о себе. Поскольку театр – моя жизнь, для меня он никогда не существовал без меня самого. И я не хочу, чтобы меня отделяли от прожитой жизни или, наоборот, слишком привязывали к профессии. За долгий путь в театре и кино я, пожалуй, все сказал.