Не нуждается в доказательствах тот факт, что Голливуд – это бизнес. Разумеется, с приставкой "кино-" – но о успешность того или иного проекта здесь оценивается по вполне конкретным показателям. Это либо прибыль от кассовых сборов, либо престижные награды (в первую очередь "Оскар"), которые создают кинокомпании и режиссёру позитивную репутацию – её впоследствии тоже конвертируют в деньги.
Если фильм не добивается успеха ни по одному из этих показателей, перед нами, по голливудским меркам, либо неудача, либо провал. Но тем и примечательны любые правила, что из них иногда случаются исключения – и фильм Мартина Скорсезе "Банды Нью-Йорка" именно такой пример. Пример неудачи по всем фронтам, которая в итоге считается одним из главных шедевров знаменитого режиссёра.
Кадр из фильма "Банды Нью-Йорка". ФОТО: Miramax Films/Globallookpress
Ни прибыли, ни наград
Начнём с самого очевидного – с денег. Тут провал фильма, посвящённого брутальным страницам истории США XIX века, настолько бросается в глаза, что становится даже неудобно.
Глаз продюсера, особенно голливудского, начинает нервно дёргаться уже тогда, когда ему сообщают о превышении производственного бюджета фильма в период съёмок. С "Бандами Нью-Йорка" именно это и случилось – отметка в 83 миллиона долларов, которые были выделены на создание потенциального блокбастера, была преодолена в тот момент, когда до команды "Стоп! Снято!" было ещё очень далеко.
Начались судорожные попытки сократить издержки – так, Мартин Скорсезе ради возможности снять фильм своей мечты отказался от гонорара. Снизил свои финансовые аппетиты и Леонардо Ди Каприо. В итоге на создание картины ушло 100 миллионов долларов. Ещё 35 миллионов составили рекламные издержки. Суммарные расходы в 135 млн долларов – и катастрофические сборы в 194 миллиона. С учётом доли кинотеатров и налогов убытки продюсеров "Банд Нью-Йорка" составили свыше 50 миллионов долларов.
Кадр из фильма "Банды Нью-Йорка". ФОТО: Miramax Films/Globallookpress
Конечно, потеря такой суммы было очень неприятной. Однако впереди маячила перспектива триумфа на премии "Оскар". Казалось бы, для того, чтобы загребать все награды киносезона экскаваторным ковшом, у "Банд Нью-Йорка" на руках были все козыри. Мартин Скорсезе в качестве режиссёра. Находящийся на пике популярности после "Титаника" Ди Каприо в главной роли. Пускай на тот момент не слишком известный широкой аудитории, но уже почитаемый коллегами как гений Дэниел Дэй-Льюис во второй ведущей роли. Чего ещё желать?
Видимо чего-то всё-таки не хватило – потому что при 10 (!) оскаровских номинациях фильм не получил ни одной (!) статуэтки. Но вот удивительно дело: при таких катастрофических показателях картина сразу после премьеры обрела статус классики современного кино. "Банды Нью-Йорка" неизменно называются в числе лучших фильмов Скорсезе. Как это работает?..
Проект длиною в 30 лет
Особое значение сомнительные показатели картины наверняка имели для режиссёра – ведь создание фильма растянулось для Скорсезе на 30 лет. Началось всё зимой 1970 года, когда ещё молодой и неизвестный режиссёр итальянского происхождения случайно взял в руки документальную книгу Герберта Осбери "Банды Нью-Йорка" (1928), повествующую о лихой криминальной жизни будущего мегаполиса в 1850-60-х годах. Повествование настолько увлекло Скорсезе, что он сразу решил экранизировать эту историю.
Мартин Скорсезе в 1977 году – время первой попытки создания "Банд Нью-Йорка". ФОТО: Manchester Daily Express/Globallookpress
Правда, пришлось подождать несколько лет, добиться в Голливуде успеха, снять прославившие его фильмы "Грязные улицы" и "Таксист" – и лишь в 1977 году официально заявить о запуске производства "Банд Нью-Йорка". Скорсезе уже начал писать сценарий и рассматривать кандидатуры актёров – и тут один за одним посыпались финансовые провалы авторских фильмов (например, "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы). Продюсеры стали наотрез отказываться от серьёзных крупнобюджетных проектов – и "Банды Нью-Йорка", права на экранизацию которых Скорсезе уже купил, были "заморожены".
Мэл Гибсон – вместо Ди Каприо?
Затем режиссёр ещё дважды предпринимал попытки возродить проект. Первый раз – на рубеже 1980-х и 1990-х. Тогда на главные роли рассматривались Мэл Гибсон (роль Амстердама Валлона) и Уиллем Дефо (образ Билла Мясника), однако не удалось найти бюджет. В конце 1990-х третья попытка увенчалась успехом, хотя без нервотрёпки тоже не обошлось. Никак не "срасталось" с исполнителем роли Билла.
Ради этой роли Том Хэнкс отказался от "Банд Нью-Йорка". ФОТО: Supplied by FilmStills.net/Globallookpress
Отличным вариантом был Роберт Де Ниро – но у того как раз в эти годы начались неприятности с правоохранительными органами Европы. Основные же съёмки были запланированы в Риме и Де Ниро отказался лишний раз рисковать и появляться в Старом Свете. Затем возник не менее интересный расклад – предъявить публике в роли отъявленного харизматичного злодея… Тома Хэнкса, обладавшего исключительно позитивным имиджем. Актёру очень понравился сценарий и предлагаемый персонаж – но Хэнкс отказался ради съёмок в гангстерской драме "Проклятый путь".
В итоге Скорсезе сумел найти и актёров, и бюджет, и построить в Риме копию старинного Нью-Йорка – и 30 августа 2000 года начались долгожданные съёмки.