"Мне нужно было бросать эту профессию в 1978 году" – 10 цитат Александра Галибина

ФОТО: Photoagency Interpress/Globallookpress
ФОТО: Photoagency Interpress/Globallookpress

"Мне нужно было бросать эту профессию в 1978 году": данная цитата Александра Галибина кажется парадоксальной - ведь речь идёт о моменте, когда 23-хлетний актёр, сыгравший всего лишь вторую роль в кино, стал знаменит на всю страну.

Актёр, режиссёр, театральный педагог Александр Галибин 27 сентября отмечает 68-й день рождения.

Александр Владимирович – редкий пример артиста, снискавшего славу в молодом возрасте и впоследствии долго искавшего творческой самореализации. Прославившись в роли обаятельного, хотя и отрицательного персонажа фильма "Трактир на Пятницкой" (1978), Галибин с тех пор сыграл около 80 ролей в кино и на ТВ – но сам главным собственным призванием считает режиссуру (прежде всего в театре и детском кинематографе) и педагогику.

При этом в качестве своих наиболее удачных ролей актёр, помимо преступника "Пашки-Америки" из "Трактира на Пятницкой" называет Государя Николая II из ленты Глеба Панфилова "Романовы. Венценосная семья" (2000), и Мастера в экранизации романа Булгакова "Мастер и Маргарита", снятой в 2005 году Владимиром Бортко. Хотя с последней ролью у Галибина чрезвычайно сложные отношения – из-за одного-единственного решения режиссёра…

Предлагаем вашему вниманию 10 цитат Александра Галибина.

О родителях

У моих родителей непростая судьба: они пережили блокаду Ленинграда, тяжелейшее время, нищету и бедность. И они, как никто, знают, что такое дружба, любовь, верность, взаимовыручка. Бывали непростые ситуации, смерть близких, не хватало денег, но мама и папа держались друг за друга. У них очень ясные внутренние критерии

О детях

Наши дети уже разучились совершать поступки… Рядом все время взрослые, они боятся, что с ребенком что–то произойдет, и опекают его. Но это не совсем правильно.

Об отношении отца к актёрской профессии

Папа работал декоратором-постановщиком на "Ленфильме". С шести лет брал меня в экспедиции. Но выступал категорически против того, чтобы я стал актером. И потом никогда не приходил на мои спектакли. Но когда в 23 года судьба преподнесла мне роль в фильме "Трактир на Пятницкой", после чего я стал известным на весь Союз, оттаял.

Об актёрском образовании

Я ничего не приобрёл в театральном институте. Я не понимал, что такое актёрская профессия, не понимал, что мне делать дальше. Мне нужно было бросать эту профессию в 1978 году, когда вышла картина "Трактир на Пятницкой". В дальнейшем не было сделано ни-че-го. Я не могу сказать, что да, Саша, ты по-настоящему занимался профессией актёра и достиг на этом поприще определённых духовных высот, или были в твоей жизни, Саша, какие-то этапы. Момент везения, который присутствовал в моей биографии, это единственное, на что я могу опереться сегодня. Всё.

Кадр из фильма "Трактир на Пятницкой" (1978, режиссёр Александр Файнциммер)

О детском кино

Большое заблуждение режиссера, который делает детское кино, в том, что будто бы он должен навязать маленькому человеку свое мнение. И тогда этот маленький человек сделает то, что хочет большой человек. Это ошибка. Я считаю, что из нашего детского кино вместе с нашим великим актером и режиссером Роланом Антоновичем Быковым ушла важная нота. Нота доверия к маленькому человеку и возможность дать ему проявиться. Проявиться не амбициям режиссера, а способностям маленького человека донести до зрителей тот мир, которым он обладает. Маленький человек – это уже личность, со своей позицией, своими знаниями и умениями. Нужно уметь их разгадать, открыть. Занимаясь с детьми, я всегда даю возможность состояться их миру, а не своему взгляду на их мир.

О таланте

Талант — вещь относительная: Бог его дал — Бог его может и обратно взять. Сейчас актёры у нас в безобразном расхлябанном состоянии. Я бы даже сказал, что актёром-то всерьёз себя назвать никто не может, потому что никто не занимается этим по-настоящему. Я же вижу, что происходит в театре, кино, на эстраде. Это всё такие как бы потуги на предмет актёрского мастерства. Мне иногда бывает очень стыдно смотреть на своих братьев-актёров.

Кадр из фильма "Романовы. Венценосная семья» (2000, режиссёр Глеб Панфилов)

О знаке свыше

Когда я снимался у Глеба Панфилова в роли Императора Николая II в картине "Романовы. Венценосная семья», мне приснился сон. Я тогда работал в Александринском театре и увидел, как иду по родным коридорам с семьей. Поднимаемся по лестнице, входим зал. Огнями светится сцена, а рядом, в царской ложе, отодвигается занавеска, и оттуда выглядывает Государь. Он пристально посмотрел на меня, кивнул и скрылся. Я понял, что Император Николай II разрешил мне прикоснуться к своей семье, своей жизни. Это мистика, и она случается в жизни любого человека.

Об "украденном" голосе в "Мастере и Маргарите"

Такие решения принимает режиссер [сыгранная Александром Галибиным роль Мастера была озвучена Сергеем Безруковым]. Конечно, это болезненный момент для актера. Мой Мастер, считаю, потерял процентов сорок из того, что я делал голосом, после переозвучивания. Это было замечательно сделано, но для меня такое было неприемлемо. И, разумеется, неприятно. Но как человек старорежимный, я обучен подчиняться режиссеру. Воспринимаю это со смирением. Значит, режиссер так видит. Он тоже может ошибаться, никто не застрахован от ошибок. Переозвучка Мастера - одна из них.

Кадр из телефильма "Мастер и Маргарита" (2005, режиссёр Владимир Бортко)

О детских телешоу

Такие шоу не люблю и не смотрю. Считаю неправильным использовать мир ребенка в каких-то чуждых ему целях. Мир ребенка мне дорог как таковой. Когда это только мир ребенка. Взрослые, в моем понимании, должны беречь этот детский мир, относиться к нему трепетно, бояться что-либо в нем нарушить, а не выворачивать его наизнанку, напоказ, ради коммерческих целей или ради популярности шоу. У меня нет отрицания детских шоу, но и положительных оценок тоже нет. Я к этому нейтрален. Я по-другому живу, по-другому думаю.

О событии, изменившем всю жизнь

В 1982 году произошло событие, которое заставило меня полностью пересмотреть свои взгляды на то, как я живу. Я тогда снимался в картине у Бори Токарева "Нас венчали не в церкви". Месяц шли съемки, и я отпросился на три дня, чтобы съездить на день рождения дочери (они жили на даче, за городом). И прямо в поезде потерял сознание. Я мог умереть. И видел тот самый черный коридор, про который рассказывают люди, пережившие клиническую смерть. Я понял, что остался жив потому, что сделал не все, что должен, в этой жизни. Раньше я существовал как бы в потоке: семья, домашние обязанности, съемки в кино, игра в театре. Пришло осознание, что нужно что-то менять. Я принял решение распрощаться с актерской профессией и уехал в Москву.