"На войне я познал цену вечным истинам" - 10 цитат Владимира Басова

ФОТО: Mosfilm/Globallookpress
ФОТО: Mosfilm/Globallookpress

Владимир Басов удивительным образом сочетал в себе актёрский и режиссёрский таланты, обогатившие отечественное кино множеством столь разных, но одинаково ярких персонажей и произведений. Неудивительно, ведь умению радоваться жизни артиста научил самый серьёзный "учитель" - война.

"Талантливый человек талантлив во всём" – фраза, конечно, расхожая. Вот только хотя бы частичные подтверждения её встречаются крайне. Владимир Басов (1923 – 1987) был как раз таким редким артистом – удивительным примером сочетания в одном человеке равнозначных талантов, актёрского и режиссёрского.

Как артист Басов был непревзойдённым мастером второстепенных ролей и даже эпизодов – помогала запоминающаяся, небанальная внешность, характерный голос и особое обаяние. Обаяние человека, буквально со школьной скамьи ушедшего на фронт Великой Отечественной, прошедшего через настоящий ад самой страшной войны в истории и вернувшегося оттуда не озлобленным или сломленным, а полным надежд и желания жить и творить.

"Я шагаю по Москве", "Операция "Ы", "Бег", "Большая перемена", "Афоня", "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку" – это лишь немногие из почти сотни кинокартин, в которых присутствие Владимира Басова в кадре было разным по продолжительности – но всегда незабываемым. А ведь ещё Владимир Павлович был выдающимся режиссёром, создавшим почти два десятка фильмов, среди которых такие классические для отечественного кино картины, как "Метель", "Щит и меч". "Дни Турбиных".

Представляем вашему вниманию 10 цитат Владимира Басова.

О школе

В семь лет я пошел в школу, но мне там показалось неинтересно — всё, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков. В тридцать первом году, после трагической смерти отца мы переехали к дяде в город Железнодорожный по Нижегородской дороге, и я стал ходить сразу в третий класс, миновав первый и второй.

О краткости

Краткость слога и умение точно и концентрированно рассказывать и снимать — не должно быть ничего лишнего, вторичного, прилагательного — некогда. Завтра тебя может и не быть, и поэтому сегодня ты живешь по полной программе и по-честному — оправдываться оттуда можно ведь и не успеть.

Одно из первых появлений Владимира Басова на экране – в роли полотёра. Кадр из фильма "Я шагаю по Москве" (1963, режиссёр Георгий Данелия)

О жажде играть

Я подчас завидую некоторым своим друзьям-кинематографистам, которые точно могут назвать конкретную причину своего прихода, в кино, в искусство, будь то атмосфера актерской семьи, или война, впечатления от которой вызывали жгучую потребность рассказать обо всём увиденном — великом и горьком. У меня такой ясной причины, определившей судьбу, не было. Просто с самого раннего детства жило во мне неизвестно откуда взявшееся, совершенно не поддающееся определению, желание подражать, имитировать, лицедействовать. Сколько себя помню, я помню эту жажду играть.  Это было и в детском саду, и в школе, где я изображал испанских грандов и всех мушкетеров подряд, и в театральной студии при МГУ, и даже на фронте…

О конце детства

Десятилетку мы окончили 20 июня 194I года. Надели свои лучшие костюмы на выпускной вечер. Правда, они были не такие нарядные, как у теперешних выпускников, — страна жила тогда нелегко. Но мы считали, что хорошо одеты, девочки подкрахмалили свои юбчонки, и все были веселы и счастливы. Мы были уверены, что нам открыты все дороги, уже видели себя мастерами спорта, скульпторами, покорителями полюса, артистами.

О человеке

Чтобы понять человека, достаточно однажды оказаться с ним рядом в бою или в разведке.

В роли продавца пиявок Дуремара. Кадр из телефильма "Приключения Буратино" (1975, режиссёр Леонид Нечаев)

О своём поколении "школьников-фронтовиков"

Вместо институтов мои одноклассники оказались в окопах, вместо занятий науками — строевая, марш-броски с полной выкладкой. Сначала пот, мозольные волдыри из-за неумения правильно навернуть портянки, потом — борьба с самим собой, кровь. Я всегда боялся отстать от бывалых солдат. И как ни странно, армейская жизнь отчётливее показывает дорогу в искусство. В то время мы считали, что "гражданка", и искусство в том числе, — дело второе. Надо поскорее разбить врага. Кто первые недели войны не думал — вот соберемся с силами, ударим по фашистам и войне конец. Вышло не так. Краткосрочность и быстротечность определяли нашу судьбу.

О главном

Я ставил фильмы разных жанров — комедию и драму, детектив и публицистику, сатиру и мелодраму, но всегда об одном — это одна большая, главная картина — о совести людской.

О мечте

Я был захвачен мечтой о кино. Как я завидовал тем, кто причастен к этому удивительному, волшебному миру! Сколько себя помню — всегда завидовал. Недавно я случайно в своих бумагах нашел старую газету, где в крохотной заметке написано — Вова Басов хочет стать режиссером.

В роли штабс-капитана Мышлаевского. Кадр из фильма "Дни Турбиных" (1976, режиссёр Владимир Басов)

Об уроках войны

Мне надо было выжить, и войну я вспоминаю, несмотря на весь её ад, самым прекрасным временем в своей судьбе. Именно тогда я познал цену вечным истинам и основные понятия — нравственные, философские, просто житейские — открылись мне во всей своей определенности. Человек на войне однозначен, нам не надо было прибегать к изысканно тонким нюансировкам и мучительным копаниям в тайниках души, чтобы понять, хорош человек или плох, друг он или шкура, добр или так себе. И вдруг оказалось — как много у нас прекрасных людей!

О режиссуре

Режиссура — это ответственность, режиссер — командир. И поэтому когда я актер, то чувствую себя будто солдат в окопе: можно примериться как следует, оглядеться, окапаться, а потом действовать. А когда режиссер — за исход боя отвечаю именно я. И как на фронте, поражение принимаю на себя, славу разделяю со всеми.