"Пусть он меня убьёт – но чтобы я показала, что испугалась?" – цитаты Надежды Румянцевой

ФОТО: Russian Look/Globallookpress
ФОТО: Russian Look/Globallookpress

"Пусть он меня убьёт – но чтобы я показала, что испугалась?" – эта цитата Надежды Румянцевой кажется фразой одной из её киногероинь: отважных, бесшабашных, непокорных. Однако такие слова однажды пронеслись в голове актрисы в реальной жизни.

Достаточно произнести "Надежда Румянцева" – и каждый ценитель отечественного кинематографа представляет собой очаровательную и вечно молодую актрису, которая при своей мальчишеской внешности обладала мощным женским обаянием.

Если вспомнить самые знаменитые фильмы с участием Надежды Васильевны Румянцевой (1930 - 2008), – "Неподдающиеся", "Девчата", "Королева бензоколонки", "Женитьба Бальзаминова", – то возникнет устойчивое впечатление, что она была одной из самых востребованных артисток СССР. И раз уж перечисленные картины появились на экране в конце 1950-х – начале 1960-х, логично предположить, что всего на счету актрисы десятки, если не сотни, ролей.

А между тем у Румянцевой менее 40 работ в кино и на телевидении. Выйдя замуж в 1967 году за советского дипломата, артистка на несколько лет уехала вместе с ним за границу. Когда же Надежда Васильевна вернулась на Родину, оказалась, что в 40 лет она уже не востребована в своём природном "мальчуковом" амплуа.

Впрочем, на творческую невостребованность, как и на любые другие возможные сложности, Румянцева никогда не жаловалась. Артистка активно работала в области озвучивания мультфильмов, иностранных лент и сериалов (рабыня Изаура из одноимённого проекта говорила именно её голосом). Надежда Васильевна до конца жизни сохранила оптимизм и жизнерадостность – о чём, в частности, свидетельствуют её наиболее интересные цитаты.

О своём имени

Когда я была ребенком, имя Надежда мне не нравилось. Позже я его полюбила, и оно даже стало для меня символом! По натуре своей я оправдываю его. Никогда не скажу: "Безнадега! Жить не хочется...". Я всегда отношусь ко всему с интересом и надеждой на то, что плохое обязательно кончится, не может же оно продолжаться долго. У меня была сестра, она рано умерла, и ее звали Надежда. Все отговаривали мою маму еще раз давать это имя своему ребенку. Но так она переживала, что погибла дочь, и назвали меня в ее честь. Когда я родилась, была копией той Надежды.

Кадр из фильма "Королева бензоколонки" (1962, режиссёры Алексей Мишулин, Николай Литус)

О родителях

Мои родители – простые смоленские крестьяне, настоящие русские люди, любящие землю, людей, очень гостеприимные, широкие, доброжелательные, любящие родину. Так гордились, что они — русские, из самого центра России. Ну а мне это все передалось, и считаю: быть русским — почетно! Папа — железнодорожник, а когда ушел на пенсию, стал егерем. Он воевал, у него были тяжелые ранения, от этого он и скончался, а мама не смогла после его смерти долго жить. Они прожили вместе 60 лет.

О характере

Я по натуре не тот человек, который впадает в уныние. Такой характер сложился в детстве, когда достатка в семье не было и постоянно приходилось искать способы, чтобы просто-напросто выжить. Особенно во время войны, когда отец сначала был на фронте, а потом вернулся с тяжелым ранением. Как ни странно, я всегда была старшей в доме: брат и родители часто обращались ко мне за советом.

О семье

Я росла в очень простой и хлебосольной семье. Дом всегда был полон гостей. На столе стояли простая картошка, капуста и огурцы, но делалось это с таким радушием. Мать-домохозяйка обожала танцы и кино, именно она привила мне любовь к искусству.

Кадр из фильма "Крепкий орешек" (1967, режиссёр Теодор Вульфович)

О разных комедиях

Я очень люблю гротеск, эксцентрику и в то же время трагикомедию. Джульетта Мазина — трагикомическая актриса. Она создает не комедию представления, а комедию своего мира, души, внутренней сущности. Когда она загорается, создается впечатление, будто бы ее включили в сеть и она взорвалась! Я не очень люблю комедию представления, потому что, если не пропущу через себя происходящее, не поверю сама внутренне, не смогу ничего сделать. "Крепкий орешек", где мы с Виталием Соломиным играли, — гротесковая эксцентрика, чистой воды, может быть, даже комедия представления! Но до тех пор, пока мы не добились ощущения, что живем этим, у нас ничего не получалось.

О перевоспитании

Сломать меня нельзя. Да и вообще не понимаю людей, пытающихся кого-то переломить или под себя подмять. Этого нельзя делать! Перевоспитывать бессмысленно.

О пистолете у виска

Нас ведь в свое время с мужем пришли грабить и убивать два молодых человека с оружием. И мы одного из них задержали. В этой экстремальной ситуации проявился мой закаленный дух. Я в какой-то момент поверила в то, как Зоя Космодемьянская может спокойно вести себя в логове врага. Я думала, да пусть он меня убьет, но чтобы я показала, что дрогнула, испугалась? И когда он приставил мне пистолет и к сердцу, и к виску, и в глаза, я сказала: "Ну и что? Если ты думаешь, что из трупа могут сейчас вот так просто вылететь деньги, драгоценности, пожалуйста, стреляй! У меня ничего нет. Тебе надо было прийти ко мне лет 20 назад, тогда, может быть, я б и поделилась!". Они же пришли с цветочками к артистке! Жизнь мелькала в тот момент, прокручивалась, как на пленке, и я ко всему была готова. Думала, ну и что, убьешь, я свою жизнь хорошо прожила.

О разочаровании

Я очень часто разочаровывалась в людях, которым доверяла. И пришла к убеждению, что строго судить никого не нужно, просто не стоит подпускать к себе слишком близко случайных знакомых. Несложно быть со всеми в хороших отношениях, но близких у тебя может быть только один-два человека. Максимум — пять.

О Саре Бернар

Труднее всего играть комедию так, чтобы люди поверили в происходящее. Когда мне говорят, что трагическая актриса Сара Бернар — высокая, я думаю, вот бы увидеть ее в роли Тоськи в "Девчатах".

Кадр из фильма "Девчата" (1961, режиссёр Юрий Чулюкин)

О везении

Мне, как и моей Тоське в "Девчатах", повезло. Очень многим подругам и коллегам, даже по курсу, не очень везло в жизни, а у меня все сложилось! И дай Бог молодым актрисам сегодня таких же хороших ролей, какие были у меня.

О предательстве

Я очень крепкий человек, верный и доброжелательный. Эти три понятия — самые главные. Потому что важно не видеть в чужом глазу соринку, а разглядеть, что этот человек чем-то хорош. Но чего терпеть не могу и никогда не прощаю, так это предательства. Если меня даже в мелочи предают, так, походя, то этот человек для меня умирает. Потому что сама так никогда не поступлю.

О Раневской и Чаплине

Готова согласиться на любую роль в сказке. Надо трезво, конечно, смотреть и оценивать себя. Но я бы с удовольствием сыграла то, что на позднем этапе делала Фаина Раневская, только со своим вкусом и характером. Когда меня спрашивают, какие два великих имени в кинематографе можете назвать, я называю Чаплина и Раневскую.