Имя Ларисы Лужиной известно прежде всего отечественным кинозрителям старшего поколения – в кино народная артистка России снимается с конца 1950-х годов. Однако своё, особое место в нашем кинематографе, которое актриса в 1960-х, она сохранит уже навсегда.
В послужном списке Ларисы Анатольевны – ровно 100 ролей, но выделяются из них в первую очередь две работы. После главной роли в военной драме Станислава Ростоцкого "На семи ветрах" (1962) молодая 23-хлетняя актриса стала настоящим кумиром советской публики. Сегодня её назвали бы пошлым термином "секс-символ" – а в те годы яркая самобытная внешность Лужиной была ориентиром для женского населения СССР.
Другим культовым фильмом с участием актрисы стала лента об альпинистах "Вертикаль" (1966). "Царьхит" уже рассказывал о том, как также снимавшийся в этой картине Владимир Высоцкий написал специально для Лужиной свою знаменитую песню "Она была в Париже" – но многие до сих пор считают, что посвящена эта композиция Марине Влади.
Первая роль Лужиной в кино. Кадр из фильма "Незваные гости" (1959, режиссёр Игорь Ельцов)
Предлагаем вашему вниманию 10 цитат Ларисы Лужиной.
О военном детстве
Когда нас с мамой из блокадного Ленинграда эвакуировали в Ленинск-Кузнецкий, нас обокрали в дороге, после чего в буквальном смысле надеть было нечего. И женщина, которая нас приютила, отдала мне тужурку мужа, который ушел на фронт. Тужурка висела на мне до земли, и в таком виде я ходила по улице. Мне было около четырех лет, но я помню — рукава длинные, и рукавичек не надо.
О том, как пришла в кино
Роль сыграл тот самый его величество случай. Напротив нашего дома находились павильоны Таллинской киностудии. В 1959 году ко мне на улице подошел ассистент режиссера и пригласил на роль певицы кабаре в фильм "Незваные гости". Так и началось…
О своей "несоветской" внешности
Так немудрено, что она несоветская – дядя у меня Карл Густав, дедушка – Адольф Густав. Во мне немецко-шведско-шотландская кровь.
О своей популярности в СССР
Многие девушки мне подражали, как и другим актрисам. Но больше других подражали Тане Самойловой. Это от нее пошла мода на стрелки: чтобы глаза стали раскосыми, как у Тани, нужно было их подрисовывать. Ну а под меня девушки коротко стриглись — в фильме "На семи ветрах" у меня очень короткая прическа.
О красоте по-советски
В наше советское время ничего не было, иногда гуталином мазали ресницы. В лучшем случае — тушь "Ленинградская": нужно было поплевать на щеточку, прежде чем краситься. Но при этом действительно хорошо все выглядели. И одеваться умели. Казалось бы, откуда, ведь ничего нельзя было купить? Но каким-то способом умудрялись.
Кадр из фильма "Вертикаль" (1966, режиссёры Станислав Говорухин и Борис Дуров)
О Высоцком, фильме "Вертикаль" и песне "Она была в Париже"
Мы с Володей подружились во время съемок "Вертикали". В ту пору, кроме меня, никто из съемочной группы за границей не бывал. Так и появилась эта ироничная песенка. Сниматься в горах было не страшно, страхов никаких не было. Это была игра в кино, мы легко снимались, были дружны, веселы, спортивны, нам нравилось заниматься альпинизмом. Один раз даже грохнулся вертолет, но, слава Богу, все живы остались. По молодости смотрели на все легко.
Об изменениях в кинематографе
Раньше хозяином кинопроцесса был режиссер, он выбирал исполнителей, смотрел, сочетается ли один актер с другим. А сейчас кто дает деньги, тот играет музыку. Все решает продюсер, который ничего не смыслит в этом деле! И если матерые режиссеры, мэтры еще могут этому диктату противостоять, то молодые совершенно бессильны…
О финансовых потерях из-за коронавируса
Наша поколение киноактеров не жалуется. Больше всех плачется шоу-бизнес: певцы, их продюсеры, стриптизеры… Они все время рассказывают, какие они несчастные, что даже приходится продавать свои шмотки. Неужели у них нет накоплений? Я в это не поверю. А мы молчим, никто ни слова не говорит.
Кадр из фильма "На семи ветрах" (1962, режиссёр Станислав Ростоцкий)
О нынешних "испуганных патриотах"
Все это на их совести. Я думаю, все это потом вернется сторицей. Радости, счастья — ничего этого не будет у них в жизни. Они потом поймут, что за все нужно расплачиваться, это все в будущем их ждет, их расплата за такое поведение.
О сохранении активности в солидном возрасте
Надо же как-то двигаться, а я очень ленивый человек и не люблю ходить в фитнес-клуб. Но занимаюсь дома. Купила себе массажный матрас, тренировочный снаряд для ног, беговую дорожку. Хоть и сложно уже, но я все это использую. Как выгляжу, так и выгляжу. Говорят, что хорошо, и слава Богу.