"Вертикаль" – альпинистская романтика, открытие Высоцкого и детективно-романтическая история о песне

ФОТО: Viktor Chernov/Globallookpress
ФОТО: Viktor Chernov/Globallookpress

Фильм Станислава Говорухина "Вертикаль" (1967) – это альпинистская романтика, открытие Владимира Высоцкого для широкой аудитории и детективно-романтическая история о песне, которая адресована не той, кому все думают.

1967-й год стал ключевым в творческой судьбе Владимира Высоцкого – именно тогда о нём не только как об актёре, но и как об авторе-исполнителе песен узнала широкая отечественная аудитория. Случилось это благодаря двум вышедшим на экраны кинолентам. Одной из них была мелодрама Киры Муратовой "Короткие встречи". Другой, ещё более значительной, стала дебютная, дипломная лента Станислава Говорухина (в дуэте с Борисом Дуровым) под названием "Вертикаль".

Кадр из фильма "Вертикаль" (1967, режиссёр Станислав Говорухин).

Пропитанная героической правдой жизни картина об альпинистах

Нужно признать, что сюжет для первого полноценного фильма Говорухин выбрал гениально. С одной стороны, тема альпинизма была чрезвычайно популярна в советском обществе тех лет, особенно среди молодёжи. При правильном подходе интерес публики был почти обеспечен.

С другой стороны, Говорухин чувствовал себя в этой теме как рыба в воде – геолог по первому образованию, он специально занимался скалолазанием, справедливо полагая, что разведка различных полезных ископаемых почти всегда связана с необходимостью экспедиций в горы. Начинающий режиссёр был не только не понаслышке знаком с психологией альпинистов, с особенностями их мышления и взаимоотношений. Он ещё и прекрасно знал технические вопросы и нюансы – так что мог вполне достоверно, без глупых ляпов, изобразить будни и подвиги скалолазов в кадре.

Минус Визбор, плюс Высоцкий

В-третьих, Говорухин изначально решил, что героическую атмосферу в картине будут создавать песни – и это было ещё одно безошибочное попадание. Барды в те годы были народными героями и талантливая авторская песня должна была стать полноценным персонажем фильма. Первоначально решать эту задачу должен был один из самых известных советских бардов Юрий Визбор, который к тому же занимался альпинизмом. Визбор был приглашён в картину, успешно прошёл пробы, был утверждён на роль радиста – но незадолго до начала съёмок отказался от участия.

В качестве замены в фильм попал Владимир Высоцкий, которого заманили как раз возможностью исполнить собственные песни на всю страну. Владимир Семёнович блестяще воспользовался этим шансом, написав для фильма шесть песен. Причём некоторые из них были написаны ещё до съёмок, во время подготовительного периода – Говорухин заставил актёров проходить полноценные альпинистские курсы. Так, уже к началу съёмочного периода были готовы композиция "Свои обиды каждый человек…" (исполненная, кстати, Высоцким лишь однажды – для записи фильма) и ставшая легендарной "Песня о друге".

Последняя сцена картины, в которой звучит песня "Прощание с горами". Кадр из фильма "Вертикаль" (1967, режиссёр Станислав Говорухин).

Ещё три песни были сочинены артистом непосредственно во время работы над картиной – "Военная песня", "Вершина" и "Скалолазка". Правда, иронично-романтичная "Скалолазка" в фильме не прозвучала – режиссёр не стал снимать сцену, с которой композиция была связана логически. Звучащая во время финальной сцены расставания участников экспедиции, вернувшихся домой, песня "Прощание с горами", была написана Высоцким буквально за пару часов после знакомства с финальной версией монтажа.

Детективно-романтическая история

Однако помимо вышеназванных песен была ещё одна, сочинённая Высоцким в связи с участием в съёмках "Вертикали". В горах Кавказа, где создавалась картина, Владимир Семёнович её и написал. И до сих пор широко распространено мнение, что посвящена она Марине Влади, будущей жене артиста.

Называется эта композиция "Она была в Париже" и поётся от имени героя, безответно увлечённого прекрасной женщиной. Автор сетует на то, что он не ровня своей новой знакомой – ведь она знаменитость практически мирового масштаба:

Она была в Париже,

Ей сам Марсель Марсо чего-то говорил.

На основании этих строк героиню песни часто ассоциируют именно с Мариной Влади – знаменитой французской актрисой русского происхождения. Кроме того, элегантный акцент, с которым Влади говорила по-русски, был похож на польское произношение. И тут впору оказались другие строки – "Она уже в Варшаве, мы снова говорим на разных языках...".

Владимир Высоцкий и Лариса Лужина. Кадр из фильма "Вертикаль" (1967, режиссёр Станислав Говорухин).

Однако на самом деле к Марине Влади эта песня не имеет никакого отношения. А вот к актрисе Ларисе Лужиной, партнёрше Высоцкого по "Вертикали", отношение имеет самое непосредственное. Лужина была одной из немногих советских артисток, которые были хорошо известны за рубежом. В 1962 году актриса исполнила главную роль в военной мелодраме Станислава Ростоцкого "На семи ветрах", который был отобран для участия в Каннском кинофестивале. Лужина была в составе делегации, которая объездила с фильмом несколько стран Европы. Так что это она была в Париже, это с ней беседовал Марсель Марсо и это ей посвятил песню Владимир Высоцкий.