Жанр сказки в истории советского кинематографа прочно ассоциируется с творчеством режиссёра и сценариста Александра Роу, создателя таких замечательных фильмов, как "Морозко", "Василиса Прекрасная", "Кащей Бессмертный" и другие.
Роу заслужил право называться классиком отечественного кино. Однако не меньшая заслуга в высочайшем творческом уровне русской киносказки принадлежит старшему современнику Роу – Александру Птушко. Он начал работать в этом жанре ещё до Великой Отечественной, в 1939 году сняв экранизацию русской версии истории Буратино – "Золотой ключик". Впоследствии Птушко создал ещё семь фильмов-сказок, каждый из которых стал выдающимся произведением.
Сегодня мы расскажем о картине "Садко", которую Птушко снял в 1952 году, основываясь на новгородских былинах и одноимённой опере Николая Римского-Корсакова.
Древнерусская "Одиссея"
Сюжетная основа "Садко" даёт столько возможностей для зрелищной экранизации, что даже удивительно, отчего история о новгородском богатом госте ("гость" – купец, торговец) всего лишь раз была перенесена на киноэкран. Великий Новгород и океанское дно, дальние плавания и диковинные заморские страны, любовь, выдерживающая испытание огромными расстояниями и многолетней разлукой – былины о Садко вполне могут называться русской "Одиссеей", настолько схожи по характерам главные герои античного и северо-славянского эпоса и перипетии их судеб.
Кадр из фильма "Садко" (1952, режиссёр Александр Птушко)
Любопытно, что фильм Птушко начинается с оригинальной завязки (нет ни в былинах, ни в опере), которая красочно смотрится, но сомнительна по смыслу.
Главный герой плывёт в лодке по водной глади и поёт песню, в которой прощается с Волгой и предвкушает своё прибытие в Новгород. Смотрится неплохо – но абсурдно с точки зрения повествования и географии. Дело в том, что в былинах Садко – исконно новгородский персонаж и типаж. Предприимчивый, лёгкий на подъём, не знающий страха и хитрый купец является словно олицетворением Новгорода.
К тому же живописные кадры плывущего в лодке Садко лишены смысла – в древности не было прямого водного пути из Волги в озеро Ильмень и далее в реку Волхов. Чтобы добраться из Волги в Новгород, нужно было плыть по реке Мсте – а на ней в нескольких местах расположены опасные пороги. Приходилось вытаскивать лодки и небольшие корабли на сушу и перетаскивать их волоком на тот участок реки, где снова можно было плыть.
Маститая звезда, актриса-открытие и несостоявшийся дебютант
Однако подобные необъяснимые и необязательные, но всё же малозначительные ляпы меркнут перед эпичным размахом и художественным достоинствам "Садко".
Кадр из фильма "Садко" (1952, режиссёр Александр Птушко)
Существенный вклад в успех картины внесли исполнители главных ролей. За роль Садко создатели фильма не переживали – её сыграл Сергей Столяров, самый популярный советский актёр 1930-х – начала 1950-х годов, настоящий символ отечественного кино. Сегодня бы его назвали "суперзвездой" – но 70 лет назад в нашей стране таких терминов не знали.
А вот с исполнительницей главной женской роли, Любавы, возлюбленной Садко, режиссёру пришлось поволноваться. Птушко стремился воплотить в этой героине идеальный образ славянской красавицы – и как раз такой актрисы никак не мог найти. В итоге благодаря счастливому случаю на втором курсе ВГИКа обнаружилась студентка Алла Ларионова, которую моментально утвердил на роль, как только увидел.
Максимально точное совпадение актёров с образами, грамотно выбранная тональность эпического повествования вкупе с технически сложнейшими для того времени съёмок подводного царства снискали картине "Садко" международный успех. В 1952 года сказочный фильм получил "Серебряного льва" Венецианского кинофестиваля.
Кадр из фильма "Садко" (1952, режиссёр Александр Птушко)
Трудно сказать, стала бы эта картина ещё лучше, если бы в ней состоялся кинодебют будущего мастера советского кино Андрея Миронова. Но юный наследник артистической династии Менакеров-Мироновых сам упустил свой шанс сняться в "Садко". Он пробовался на эпизодическую роль нищего мальчика из толпы. Но будучи в буквальном смысле мальчиком из хорошей семьи, Андрюша не привык ходить в лохмотьях. Поэтому во время проб он надел реквизит не на голое дело, а на тенниску, в которой пришёл из дома. Заметивший это режиссёр с возмущением прогнал 11-летнего Миронова со съёмочной площадки – будущий артист отправился размышлять над значением выражения "Искусство требует жертв".