"Совершенно наплевать, что обо мне подумают" - цитаты Сергея Шакурова

ФОТО: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress
ФОТО: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress

"Совершенно наплевать, что обо мне подумают" - эта цитата Сергея Шакурова выглядит абсолютно органичной. Именно такими - резкими, яркими, бескомпромиссными - являются большинство персонажей этого выдающегося артиста.

Редкий человек может сказать о себе, что он является календарным ровесником года. Сергей Шакуров может – он появился на свет 1 января 1942 года. Однако уникальность народного артиста России вовсе не в дате рождения, а в неповторимом творческом пути.

Сниматься в кино Шакуров начал по нынешним меркам не так уж рано – в 24 года. Понадобилось почти 10 лет и десяток фильмов, чтобы актёра с вроде бы неброской внешностью и ярким темпераментом по-настоящему заметили режиссёры и зрители. После второстепенной, но запоминающейся роли в картине Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974) артист начал сниматься особенно активно.

Не прекращает профессиональной деятельности Сергей Каюмович до сих пор – в его фильмографии уже около 120 ролей. Так, в 2023 году на экраны вышел очередной проект с Шакуровым в главной роли – фильм о ветеране-десантнике "За Палыча!".

Кадр из фильма "За Палыча!" (2023, режиссёр Андрей Богатырёв)

Предлагаем вашему вниманию некоторые из ярких цитат Сергея Шакурова.

О детстве

В детстве я еще то чудовище был, но мать многое прощала. И девчонки любили, несмотря на то что двоечник. Веселый пацан рос. Мне двойки ставили, а я улыбался. Только когда уже домой шел, понимал, что мама расстроится, и думал всю дорогу: куда бы портфель забросить? Откроет она, бывало, дневник, а там... Пороть меня, конечно, надо бы, но я обниму ее, поцелую, и все - растаяла. После восьмого класса заявил, что больше в школу не пойду. Мама пришла в ужас. А я ей: на завод пойду работать, деньги зарабатывать, тебе помогать буду. И 90 рублей - в семейный бюджет. Неплохие деньги, кстати говоря.

О школе

Два года в пятом классе просидел, ушел из школы после восьмого. Я как-то выкрутился, потому что меня в акробатику мотануло, там знания не нужны. Сколько я там классов закончил, неважно, я в 18 лет уже мастером спорта был, о спортивной карьере думал. Другое дело, что потом в артисты крутануло. Но и тут, как выяснилось, тоже особых знаний не нужно. Талант нужен. Это потом я самообразованием занялся.

Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974, режиссёр Никита Михалков)

О фильмах-шедеврах

На днях в который раз посмотрел "Берегись автомобиля" — от этого фильма оторваться невозможно! Легкие и глуповатые картины Гайдая тоже смотрятся, но это вообще шедевр, который актуален до сих пор.

О профессии

Чуть-чуть, конечно, измельчалась она, актёрская профессия. Не хватает педагогов. Пошел навал конвейерной профессии. А тот объем сериалов, который сейчас есть, требует массы людей, и в частности исполнителей. И берут неготовых ребят, которые ничего не умеют, и фигачат их туда. Собственно, большого ума не нужно, чтобы слова выучить, а потом сказать, - репетиций практически нет.

О скорости в работе

Стремлюсь просто делать все профессионально и очень быстро, а есть тугодумы или кто-то нарочно резину тянет — таким хочется дать по башке канделябром.

О самом сложном в профессии

Самое сложное – добиться успеха. К нему нужно идти мощной столбовой дорогой, никуда не сворачивая, многим жертвовать во имя своей цели. Причем идти на это сознательно, несмотря на то, что вслед тебе кричат: "Какой он нехороший!". Потом разберемся, каким я буду, - сначала добьюсь своего.

О съёмках в фильме "Любимая женщина механика Гаврилова"

Роль для меня - самая любимая. Роль без всякого драматургического материала, без слов: появился в кадре, улыбнулся и все…

Кадр из фильма "Любимая женщина механика Гаврилова" (1981, режиссёр Пётр Тодоровский)

Об актёрах и деньгах

Собрать хороший и постоянный состав на спектакль, например, практически невозможно. Нет никакой стабильности, люди постоянно перетекают из одного проекта в другой, приходится держать по два-три состава на случай, если кто-то слиняет. Сейчас артисты стали очень падки на деньги, не задумываясь уходят туда, где лучше платят, но я никого не осуждаю. 

О зрительском опыте

Я не могу сидеть на спектакле, если мне не нравится, случается, встаю и выхожу. С кино как-то проще, к нему не такие требования, но вот на премьеры, например, стараюсь не ходить. Терпеть не могу всего этого столпотворения, суеты, картину сложно прочувствовать и оценить в таких условиях. Я лучше потом приду и спокойно посмотрю, подумаю.

Об отдыхе

Работа — это, конечно, хорошо, но иногда я ощущаю, что очень устал. Хочется просто упасть где-то на берегу моря в песок с какой-то совершенно ненавязчивой литературой и ни о чем не думать. Это мечты у меня такие! Я не турист, все эти музеи, экскурсии, приключения, памятники — не для меня, я все это терпеть не могу. Достопримечательности могу осмотреть только снаружи.

О нехватке времени

Чем дольше живешь, тем времени все больше не хватает. Я это почувствовал в 34 года. До этого жил, как будто вечность впереди. А тут проснулся и в буквальном смысле испугался: время уходит, а я ничего не успеваю. Как будто ехал на собачьей упряжке и пересел вдруг на сверхзвуковой истребитель. Почему я так время транжирил? Почему именно в 34 года такая мысль пришла? Не знаю.

34 года Сергею Шакурову исполнилось во время съёмок в картине Андрея Кончаловского. Кадр из фильма "Сибириада" (1978, режиссёр Андрей Кончаловский)

О финансовых запросах

Мне не нужны яхты и пароходы, я в казино не играю - и мне не надо того, чего мне не надо. Как-то так устроены мозги, и я строю так своих близких, и они понимают. Я не понимаю кредиты, а мой старший сын их постоянно берет. Я ему говорю: "Остановись", - а он любит жить в долг у государства. Я с ним на эту тему ругаюсь.

О жизненных принципах

У меня есть кредо - сохранить самого себя, и мне совершенно наплевать, что обо мне подумают. Я думаю, что человек, который за партбилет получил театр, ему тоже было наплевать, что о нем подумают, но зато он получил театр, завод или газету. Но мне такая позиция претит. Мне важнее, что я про себя думаю. Например, критические или хвалебные статьи меня никогда не трогали - мне по фигу, что напишут. Я знаю, что я сделал на сцене или в кино и чего мне это стоило. От этого полное отсутствие звездности. Может, потому что я слишком умный. Или очень глупый, что этого не замечаю.