Актёрская судьба редко бывает прямой и пологой – но творческий путь народной артистки России Ирины Муравьёвой отличается особой склонностью к зигзагам.
В отличие от большинства выдающихся отечественных артистов, Ирина Вадимовна даже в театральное училище поступила не с первого раза. Да и после получения диплома в ней никто не видел большого потенциала – в итоге она почти 20 лет проработала в Центральном детском театре без каких-либо особых перспектив на творческий рост и популярность. В кино тоже всё начиналось с эпизодических ролей вроде "рабочая завода".
Кадр из фильма "Москва слезам не верит" (1979, режиссёр Владимир Меньшов)
Всё изменилось в 1979 году, когда Муравьёва исполнила одну из ведущих ролей в картине Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" – и после премьеры актриса в буквальном смысле проснулась знаменитой. Затем были ещё две эпохальные работы – картины "Карнавал" (1981) и "Самая обаятельная и привлекательная" (1985), которые закрепили за Ириной Вадимовной статус одной из наиболее популярных актрис первой половины 80-х.
При этом Муравьёву с трудом можно назвать "активной" киноактрисой – в её фильмографии пока не набралось 50 ролей. Однако свой, и немалый, вклад в отечественный кинематограф, актриса уже внесла.
Предлагаем вашему вниманию интересные цитаты Ирины Муравьёвой.
О строгости родителей
Родители были строгие. Я знала, что можно и особенно, что нельзя. А нельзя было ничего. Можно было делать только то, что нужно: ходить в школу заниматься музыкой, приносить хорошие отметки, дружить с хорошими девочками. Я почему редко давала интервью? Очень боялась сказать что-нибудь глупое. Или, наоборот, из-за известности распущу перья, а это будет так стыдно, родители покраснеют, мама скажет: "В своем ли ты уме, детка?".
О первых детских мечтах
В детстве хотела стать учительницей, ставить отметки. Играла в школу, рассаживала кукол и всем с большим удовольствием ставила двойки. Это говорит о моем непростом характере. Но потом, в переломном возрасте, в какой-то неведомый момент, ко мне пришло чувство, что я должна стоять на сцене. Это были 60-е годы, и в Москве был театральный бум.
О первых трудных шагах в актёрстве
Я никогда не участвовала ни в какой самодеятельности. Это какой-никакой опыт. Я только иногда в школе стихи читала. Когда очень просили. А так я ходила в драмкружок, надеялась, что вот там всему научусь перед институтом, что там будем играть. Но был руководитель кружка, который с нами занимался чтением стихов, на сцену я так ни разу и не вышла, даже не попробовала, что это такое. В итоге перед поступлением я что-то сама выучила и пришла совершенно неподготовленная. И меня не взяли. Я себя никак не проявила. Видела в те годы в драматическом кружке Дворца пионеров на Ленинских горах Наташу Гундареву и Владимира Иванова. Они тогда еще были школьниками, играли потрясающе. И я думала: "Зачем им учиться? Они уже артисты". Ну и в итоге, конечно, их приняли, меня — нет.
О своих женских принципах
В жизни я тихая, спокойная, покладистая — просто "мышь под веником". И к тому же очень послушная. Мне вообще кажется, что женское счастье — в послушании. Это же такое удовольствие — за кем-то идти, кого-то слушаться.
О своём первом впечатлении от самой себя в кино
Смотрела не на то, как я играю, а обращала внимание на то, что вот тут я повернулась и у меня подбородок, а здесь у меня нос как-то криво. Вот это бабское отношение к себе на пленке меня долго преследовало. Кошмар, какая противная женщина.
О постепенности
Чтобы прийти к счастью, важна неторопливость, постепенность в достижении каких-то целей. Без усилий ничего не бывает!
Кадр из фильма "Самая обаятельная и привлекательная" (1985, режиссёр Геральд Бежанов)
О нелюбви к своему знаменитому фильму
Не любила фильм "Самая обаятельная и привлекательная". И не хотела в нем сниматься. Мне эта тема не нравилась. Такое время было — рассвет авторского кино, чего-то очень серьезного. А тут опять — кто-то кого-то полюбил, треугольник, жена, любовница. Вот это все. Я такое сразу отметала. Терпеть не могу подобные рассказы, и вдруг буду еще это играть! А сейчас смотрю — очень хороший фильм. Очень мне нравится.
О господстве над домом
Дома я — царица, что хочу, то и делаю: хочу — стираю, хочу — полы мою.
Об открытом финале фильма "Карнавал"
Режиссер фильма "Карнавал" Татьяна Лиознова никогда не говорила о судьбе героини, мы это не обсуждали. Но, наверное, зрители должны понять, что моя героиня — сильная. У этой девочки есть характер. Она захочет — она добьется. Думаю, что в своем маленьком городке не останется. Просто сердце ее вернуло к маме, за полгода жизни в Москве она узнала много трудностей. Вернулась к маме, чтобы в следующий год, более наполненной и осмысленной, поехать снова в Москву. По крайней мере, я так считаю.
Кадр из фильма "Карнавал" (1981, режиссёр Татьяна Лиознова)
О старости
Я сейчас очень часто думаю о старости. Интересно, когда я буду очень старенькой, смогу ли я быть такой, как мне бы хотелось? Я вижу многих стариков, вижу, как им тяжело с самими собой. Как они сами от себя страдают, как сами создают себе сложности, проблемы. Вижу их тоску, одиночество... Какой я буду в старости? Не знаю. Но я хочу быть хорошей. Мне дети говорят: что ты, мама, ты будешь хорошей. Я говорю: не знаю, не знаю, дети мои. Смотря какая болезнь меня подкосит, вдруг какая-то нервная. Я же вас покусаю всех. И я им сказала: только вы меня одну не бросайте. Есть буду мало, буду тихо сидеть в уголке, но чтобы я была в семье...
О вере
После того, как я пришла к вере, мне как-то спокойней стало. Нет, не спокойней – пустоты не стало. Все-таки при всем ‒ при радости жизни, при любви к людям, при хорошем характере, а у меня всегда все с людьми было складно-ладно, ‒ чего-то не было. Сейчас появилось самое главное. Оказывается, было очень много пустот. Сейчас они все заполнились. В жизни появился смысл. В самом начале мне было очень важно, что происходит в театре, я очень хотела овладеть профессией. Потом, когда у меня родился второй сын, мне уже не хотелось этим заниматься, душа рвалась к чему-то другому. Я хотела бросить