Народная артистка России Лариса Удовиченко – обладательница весьма интересной творческой судьбы. Несмотря на то, что по-настоящему главных ролей в фильмографии немного (сразу вспоминаются разве что "Летучая мышь", "На кого Бог пошлёт" и "Любить по-русски"), она довольно рано стала узнаваемой – и остаётся популярной до сих пор.
Велик соблазн объяснить успех Ларисы Ивановны тем, что она часто снималась – на её счету более 150 ролей. Однако принцип "компенсируем качество количеством" к Удовиченко не имеет никакого отношения. Просто она относится к тем актрисам, которые даже второстепенных персонажей способна сделать незабываемыми. Не случайно её самая знаменитая роль – проститутка Манька Облигация (она же Мария Колыванова) из легендарного телефильма Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя".
10 цитат Ларису Удовиченко.
О семье
Мой отец был военный врач и после Великой Отечественной войны наши войска стояли в Вене какое-то время. Я там родилась. А мама моя – питерская дама, они познакомились во время Блокады и отец, как в кино, спас маму от голодной смерти, поскольку родственники погибли во время Блокады. После войны папа вернулся в Питер и забрал мою матушку. А вообще она - несостоявшаяся актриса, так как мой отец был военным врачом, они колесили по всей стране и она не смогла реализовать свои способности. Мама была рада, когда я стала мечтать об этой профессии. Она думала, что ее несостоявшаяся судьба может реализоваться в ее дочери.
Кадр из фильма "Летучая мышь" (1979, режиссёр Ян Фрид)
О мужчинах
Никогда в жизни не сражалась за мужчину, не участвовала ни в склоках, ни в выяснениях отношений.
О предательстве
Могу простить любые ошибки, кроме предательства. Запланированного, задуманного заранее. А все, что связано с эмоциями человека, невероятными ощущениями, что бывает вдруг, простить можно.
Об Анне Карениной
Я, наверное, не могла бы сыграть Анну Каренину, потому что не могу найти в себе тех чувств, которые были в Анне. Потому что кроме эгоистичной любви к мужчине, есть святые вещи, через которые нельзя переступить.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя…" (1979, режиссёр Станислав Говорухин)
О роли в "Месте встречи изменить нельзя…"
В начале режиссер фильма Станислав Говорухин предложил мне роль милиционера Синичкиной. Я прочитала сценарий и мне эта роль показалась пресной и скучной. Я попросила Говорухина, чтобы он дал мне возможность сыграть роль Маньки-Облигации. "Ты что, с ума сошла! – сказал Говорухин. - Посмотри на свою внешность. Ты такая милая, наивная девушка – какая из тебя проститутка?!". Говорухин даже не дал мне пробоваться, с этим я и уехала восвояси. Он пробовал каких-то других актрис, а потом вдруг я получаю телеграмму: "Вы утверждены".
О режиссёрах
Мне хотелось бы побольше хороших режиссеров, которые могли изменить меня саму, чтобы не я натягивала свои привычки и повадки на своих героинь, а чтобы чему-то меня могли научить и мои героини, и режиссер, который видит во мне не меня, а что-то другое.
Кадр из фильма "Мэри Поппинс, до свидания" (1983, режиссёр Леонид Квинихидзе)
О семейном счастье
Что такое семейное счастье? Это теплый дом, наполненный детскими голосами, детским смехом. Ведь это только с одним тяжело, а когда их уже четверо – уже и не так сложно. Есть непреходящие истины. Ведь никакая карьера не заменит радости и умиротворения.
О неизвестности в актёрской работе
Никогда не знаешь заранее, что получится. Когда начинаешь работать над любой ролью, неизвестен результат, и ты работаешь, пытаясь сделать максимально.
Кадр из фильма "Любить по-русски" (1995, режиссёр Евгений Матвеев)
О работе с талантливыми людьми
Любой талантливый человек никогда тебя "не задавит". Талантливые люди так себя не ведут. Бездари будут тебя унижать, на тебя наступать, рассказывать про то, каким успехом они пользуются. А за талантливых людей говорит их популярность, любовь и внимание к ним зрителей. Когда я снималась в своей первой картине, еще будучи студенткой, у Сергея Герасимова в фильме "Дочки-матери", моего отца играл Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Он был таким мягким, тихим, приходил на репетиции в каком-то растянутом свитере, как мне казалось, в мятых брюках и стоптанных туфлях… Я смотрела на все это со стороны и думала: "Он ведь Смоктуновский, великий! Он должен ходить в смокинге, бабочке и лаковых штиблетах". Я не понимала, что именно потому, что он – великий Смоктуновский, он приходит на репетиции в том, в чем ему удобно: чтобы одежда не стесняла, не тянула куда-то в сторону.
О себе
Внутри себя я совершенный пессимист, хотя, общаясь с людьми, я пытаюсь их заводить на радость. Но когда я остаюсь одна, или когда остаюсь с людьми, которым доверяю, то я, наверное, непростой человек. Я грустный человек.