Пожалуй, творческая судьба актрисы Татьяны Догилевой может быт наглядной иллюстрацией тезиса о парадоксальности актёрской профессии.
Судите сами. Татьяна Анатольевна родилась в Москве – но при этом не имела никаких связей с культурной средой, её родители честно трудились на мукомольном комбинате.
Первую свою роль Догилева исполнила в 14 лет, появившись на экране в картине "Отдать швартовы!" (1971) – однако ей пришлось ждать почти 15 лет, чтобы из артистки эпизодических и третьестепенных ролей превратиться в исполнительницу ведущих персонажей.
Разумеется, самой известной работой актрисы стал блистательный дуэт с Андреем Мироновым в мелодраме "Блондинка за углом" (1984) – однако подлинную зрительскую любовь она снискала ещё раньше благодаря ярким эпизодам в таких картинах, как "Вокзал для двоих" и "Покровские ворота".
Наконец, Татьяна Догилева известна как последовательный критик современного отечественного кино и ТВ – но за последние 20 лет сложно найти в нашей стране актрису, которая снималась бы чаще, чем она. Значительную часть из своих 140 ролей она сыграла именно в этот период.
Представляем вашему вниманию 10 наиболее интересных цитат Татьяны Догилевой.
О периодах жизни
Каждый период жизни хорош по-своему. я счастлива, что активный период моей жизни пришелся на советское время. Я начинала сниматься у великих режиссеров: у Козакова и Райзмана, а теперь, может быть, оттого и охладела к своей профессии, что не вижу в ней того содержания, что было когда-то. Нету больше той профессии, которой я была фанатично предана.
О влюблённости в партнёров по съёмочной площадке
Я и влюблялась. Но чаще всего, поскольку испытывала пиетет даже к ровеснику Меньшикову, это была такая дочкина любовь. Я смотрела на них как на учителей в профессии глазами влюбленной ученицы. Они, соответственно, это считывали на раз и платили мне той же монетой, никогда не переходя рамок и границ.
Андрей Миронов и Татьяна Догилева. Кадр из фильма "Блондинка за углом" (1984, режиссёр Владимир Бортко)
О помощи Андрея Миронова
Миронов вел себя со мной как патрон - добрый и опекающий. Я жила тогда на окраине Красной Пресни. В однокомнатной квартире плохого, хулиганского района, на первом этаже. А ведь уже известная артистка была. Стучали в окна, ругались матом - проявляли таким образом внимание. Андрей Миронов помог: пошел в райисполком и сказал, что надо молодой артистке помочь. И мне поменяли мою однушку на равноценную маленькую квартиру, но в центре.
О памятнике Егору Гайдару и Чубайсе
Я не хочу, чтобы этому человеку ставили памятник [памятник Егору Гайдару в 2013 году установлен в Москве, у входа в Библиотеку иностранной литературы] в моем городе и в моей стране. Он погубил своими действиями много человеческих жизней и судеб, и не стеснялся говорить, что чем больше пенсионеров умрет, тем лучше — общество станет мобильнее (не ручаюсь за дословность цитаты). Его подельник Чубайс не раз заявлял, что Гайдар спас страну — мол, только идиоты этого не понимают. Хотелось бы вернуть лично Чубайсу ваучер, который он придумал, и потребовать часть богатств Родины, причитающийся мне взамен этой бумажки. И ведь даже не извинился рыжий политик за свою придумку! Типа, мол, извините, неувязочка вышла. Все им нипочем, чувствуют свое величие и неблагодарность "толпы".
О фильме "Покровские ворота"
Люблю эту работу потому, что как раз тот случай, когда реальность превзошла все надежды и ожидания. Хотя нет, не так. Не было никаких надежд и ожиданий. Мы относились к "Покровским воротам" как к рядовому кино. Не думали даже, что снимаем на века. Даже с премьеры в Доме кино сбежали с Ленкой Кореневой есть мороженое и пить коньяк. Режиссер этого шедевра Михаил Козаков тогда на нас долго обижался: "Вы - две гадины! Не могли поддержать меня на премьере". И на съемочной площадке вот ни разу смешно не было. Это сейчас фильм вызывает гомерический хохот. А работал Михаил Козаков очень серьезно. Это же была для него история про его время, его молодость. Он нам, молодым, какие-то вещи показывал скрупулезно, до занудства. И они в итоге получились самыми смешными.
Татьяна Догилева и Олег Меньшиков. Кадр из фильма "Покровские ворота" (1982, режиссёр Михаил Козаков)
О возрастных ролях
Я, честно говоря, изрядно подустала к своему нынешнему возрасту. Так что я совершенно сознательно потихонечку перехожу на характерные роли и очень спокойно отношусь к тому, что, поскольку таких ролей в принципе мало, играть буду редко...
О депрессии
У меня были проблемы. И я этого не скрываю. Я с ними мужественно боролась, как человек, испытавший на себе весь ужас психического заболевания. Рыдала с утра до ночи. Если вынуждена была играть спектакли, меня просто физически тошнило. Никогда не думала, что когда-нибудь столкнусь с диагнозом - глубокая депрессия. Все спектакли, в которых я играла, приобрели трагический оттенок, даже комедии. Мне все виделось в черном свете. Самый ад моей болезни пришелся на лето, а летом еще и работы меньше, за которую можно спрятаться. То есть это было то состояние, из которого самому уже не выбраться. Теперь с высоты жизненного опыта я всем советую пристально наблюдать за своим настроением, состоянием, и если станет совсем плохо, то надо обязательно обращаться к врачам, без них не справиться.
О еде, диете и фигуре
Я в еде не хочу себя ограничивать. Потому что я всю жизнь голодала, сидела на каких-то диетах, трепетала от каждого лишнего килограмма — мне для профессии нужно было оставаться стройной и молодой. Ну да, я потолстела, я такая, какая есть. И что самое забавное — таких теток, как я, среди актрис так мало, что конкуренции в моем новом амплуа практически никакой. Единственное, что печалит: одежду очень жалко
Кадр из сериала "Люба, дети и завод…" (2005-2006)
О современном кино и театре
То, что происходит с кино и театром у нас, — это самоуничтожение. Даже нет настроения читать сценарии, которые мне присылают. Потому что я примерно понимаю, что там будет… И я выбираю, где сниматься, а где нет, по принципу, знаком ли мне режиссер. У знакомых иногда снимаюсь…
Об опыте работы в сериале
Я сыграла в одном ситкоме — "Люба, дети и завод". И мне этого хватило на всю жизнь. И теперь, когда мне звонят и говорят, что вот, дескать, у нас проект на 22 серии, я отвечаю: "Большую роль — ни за что!". Я не соглашаюсь больше чем на пять съемочных дней. И то скорее просто для того, чтобы не забыть, что такое съемочная площадка.